«Пострелять из оружия каждый человек должен ещё в детстве», - считает Александр Слесарев, директор Нижегородского областного стрелкового клуба. В интервью корреспонденту NN.RU он сообщил, что ещё в 12-летнем возрасте человек может понять, интересно ему оружие или нет. И уже будучи взрослым, он навряд ли станет стрелять на улице.
«Пострелять из оружия каждый человек должен ещё в детстве», - считает Александр Слесарев, директор Нижегородского областного стрелкового клуба. В интервью корреспонденту NN.RU он сообщил, что ещё в 12-летнем возрасте человек может понять, интересно ему оружие или нет. И уже будучи взрослым, он навряд ли станет стрелять на улице.
Поводом для разговора стали участившиеся случаи применения оружия в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, а также конфликт в спортивном комплексе «Хабарское». Кардиохирург Олег Спиридонов погиб вследствие нескольких выстрелов из травматического оружия.
- Александр Михайлович, стрельба в общественных местах: на улице, в кафе, а теперь ещё и спорткомплексе, - стала вещью почти привычной. Не стоит ли ужесточить закон?
Для того, чтобы количество подобных преступлений снизилось, закон ужесточать не нужно: он и так достаточно жёсткий. Просто закон должен действовать правильно.
Как бывший сотрудник правоохранительных органов, я могу сказать следующее. Если человек преступил определённую черту в обращении с оружием, это должно отразиться на мере наказания. Если человек ограбил квартиру, а в кармане у него был пистолет, которым он, правда, не воспользовался, этот факт всё равно нужно учитывать. По суду, ему положено 2 года за кражу, 3 года – за ношение оружия. Путём поглощения получается 3. А нужно, чтобы сроки за такие преступления складывались, и он знал, что отсидит как минимум 5 лет. В противном случае человек может отсидеть 3 года, выйти на свободу и снова совершить преступление».
- Кто должен нести за это ответственность?
Вспомните, как звучит приговор в суде. «Именем Российской федерации, исходя из своего правосознания и обстоятельств дела…» Ответственность - на судье, который, вынося приговор, принял во внимание личность человека, обстоятельства – и дал 3 года, а не 6.
- По какой причине, на ваш взгляд, люди устраивают стрельбу в общественных местах?
Чаще всего это те, у кого в детстве не было возможности пообщаться с оружием. А сейчас человек «дорвался» – и стреляет по автобусам, в людей.
В психологии стрельбы есть такое понятие – потребность в общении с оружием. Она должна быть удовлетворена ещё в детстве – к примеру, в наш клуб принимают детей от 12 лет. У нас он может прийти, пострелять – и затем бросить либо всю жизнь заниматься стрельбой. Но, что важно, в нём будет заложена база обращения с оружием, причём квалифицированными людьми.
К нам приходит масса родителей с детьми, молодых людей, людей в погонах, которые хотят научиться, повысить свой уровень. Рядовые нижегородцы покупают оружие именно с этой целью – пострелять.
- Трудно ли купить такое оружие?
На пневматику и травматику, использование которой связано с реальной опасностью жизни и здоровью, конечно, надо получать разрешение. Чаще всего стреляют из пневматики с ограниченным поражением (из такого оружия, к примеру, можно выбить глаз), переделанного оружия (усиленного, с изменёнными характеристиками) и оружия, которое находится в нелегальном обращении.
- Откуда столько «неумелых» стрелков?
Ведь на слуху случаи, когда по глупости, неосторожности ранили и убивали в армии, на охоте, даже дома…
- Каждый потенциальный владелец гражданского оружия: травматического, пневматического, нарезного, гладкоствольного, - должен по закону пройти первоначальную подготовку по безопасному обращению с оружием. Это хорошая вещь, но на неё предусмотрено всего 6 часов. А там столько вопросов – юридических, медицинских, правовых – целый спектр… Этого времени очень мало. Должно быть место, где можно пострелять, поучиться столько, сколько нужно: к примеру, наш клуб. Масса нижегородцев пришла и постреляла из настоящего оружия! Это же здорово. Но пока на государственном уровне поддержки нет, организовать регулярные крупные мероприятия невозможно.
Что касается армии, то, конечно, должна быть основательная довоенная подготовка – практическая и психологическая. Велик ли эффект, если в армии парень 2 раза по 3 часа поразбирает оружие, и его немного поучат, причём непрофессионально? В то время как ребята они могут получить навыки здесь, с людьми, которые видят в ребёнке то, что он не усваивает, позаниматься с ним индивидуально, поучить.
- Ситуацию реально изменить?
Недавно руководством страны было озвучено предложение – восстанавливать нормы ГТО, одна из составляющих которого – стрельба. Это значит, что степень подготовки в ГТО должна отражаться в аттестате, - говорит он. - Для чего это нужно? Чтобы увидеть, насколько всесторонне подготовлен ребёнок. Когда дети приходят, мы сразу, полагаясь на свой многолетний опыт, замечаем тех, у кого есть нездоровый интерес к стрельбе. И обращаем на них внимание, просим поработать воспитателей с ним. Это профилактика преступлений, отсев таких «нездоровых». А сейчас они просто «болтаются» на улице.