Металлодетекторы, рентеговские сканеры и интроскопы в ближайшем будущем, возможно, придётся проходить пассажирам поездов, отправляющихся с железнодорожного Московского вокзала в Нижнем Новгороде. Законность досмотра граждан обсуждают федеральные СМИ.
На «Сапсан» - через сканер
С 1 апреля 2013 года на 32 российских железнодорожных вокзалах появятся специальные досмотровые зоны, а также рентгеновские конвейерные установки и сканеры - для багажа и пассажиров соответственно. Об этом сообщает «Ъ» со ссылкой на начальника дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергея Абрамова.
Ручную кладь будут проверять на входе в здание вокзала, досмотр пассажиров будет проводиться выборочно. Цель мероприятий, на которые ОАО «РЖД» потрачено около 1,5 млрд рублей, является повышение безопасности пассажиров на транспорте.
По словам полковника Игоря Горячева, начальника полиции Нижегородского линейного управления полиции МВД России на транспорте, данная система в Нижнем Новгороде работает в тестовом режиме с 4 ноября 2012 года. Однако в настоящее время она используется только для пассажиров высокоскоростного поезда «Сапсан».
«На платформе №6 оборудован специальный досмотровый комплекс, где сотрудники РЖД совместно с полицейскими проводят проверку ручной клади и багажа пассажиров», - говорит полицейский.
В досмотровых комнатах есть рентгеновские установки и интроскопы, сообщил корреспонденту NN.RU И. Горячев.
«Досмотр проводят сотрудники РЖД, которые прошли специальное обучение, получили сертификаты для работы на рентгенустановках, - добавляет он. – В случае выявления каких-либо запрещённых предметов подключаются сотрудники полиции, которые, в соответствии с законом, уполномочены проводить досмотр и граждан, и ручной клади».
Ни пройти, ни проехать?
Усиление системы безопасности на транспорте связано с несколькими проблемами. Первая – возникновение очередей. Вторая – то, что пассажиры, которых подвергают досмотру, могут опоздать на поезд. Третья - что досмотр граждан могут осуществлять только сотрудники полиции (согласно пункту 6 статьи 13 закона «О полиции»). А у работников РЖД на то законных прав нет.
«Сотрудники РЖД личных вещей граждан не касаются. Мы ни в коей мере никак не ущемляем права граждан, - подчёркивает И. Горячев. - Никаких жалоб, претензий со стороны граждан не поступало. Сейчас проверка длится 2-3 минуты, так что риска опоздать на поезд нет».
Вместе с тем, возможно, в ближайшем будущем на Московском вокзале появятся инспекторы по досмотру. Сейчас такая должность есть в структуре МВД: сотрудники работают в аэропорту.
«Подготовить их и для железнодорожного вокзала – не проблема: нужно только провести обучение, у нас процесс отработан», - добавляет И. Горячев.
Будет ли проводиться тщательный досмотр пассажиров других поездов, пока неизвестно. Изменения, о которых говорят в Москве, в Нижнем Новгороде пока не предвидятся, сообщил корреспонденту NN.RU Леван Тодуа, начальник службы корпоративных коммуникаций Горьковской железной дороги.
«Вы давно были на вокзале? Там есть рамки металлодетекторов. Это выборочный контроль. Сплошной контроль в Нижнем Новгороде осуществляется только на поезда «Сапсан»», - подчеркнул он.
Напомним, что вчера было опубликовано расписание пригородных поездов в Нижегородской области, которое изменится с 1 апреля 2013 года.