Для подготовки к Единому государственному более половины нижегородских родителей нанимает своим чадам-школьникам репетиторов. По мнению экспертов, на самом деле ребятам хватает того, что дают в рамках школьной программы, лишь бы учились.
ЕГЭ отнимает уверенность, спорт и общение
По данным опроса, проведенного среди выпускников средних школ Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга, более 90% из них не рассчитывают сдать экзамены, опираясь только на те знания, которые им дали учителя. Об этом сообщает ИА REGNUM. Анонимный опрос проводился среди 437 учащихся 11 классов более 100 российских школ.
Почти половина опрошенных занимается с репетиторами, около трети ходит на дополнительные курсы подготовки к ЕГЭ и почти столько же – на факультативы в школе.
По словам многих ребят, подготовка ЕГЭ сильно изменила их образ жизни: больше половины не высыпается, мало отдыхает; около трети отказываются от занятий спортом и общения с друзьями.
ЕГЭ для многих ребят связан с сильными негативными переживаниями. Многие воспринимают его как большой стресс, считая при этом, что родителей не волнует процесс их подготовки.
Не так страшен ЕГЭ, как его «малюют», считают педагоги. Нет повода для паники.
«Сложно мыслить творчески, когда писать надо по схеме»
Ребятам вполне хватает знаний, полученных в школе, – при условии, что учащиеся действительно учатся, а не занимаются на уроках чем попало, считает Екатерина Рыжкова, репетитор по русскому языку.
«К репетиторам обращаются в основном из-за того, что индивидуальные занятия эффективней групповых: всё внимание преподавателя направлено на одного ученика, а не на огромный класс, в котором половина могла не понять тему, но никто после этого не задал вопросы, не попросил повторить, то есть остаются значительные пробелы в знаниях», - говорит она.
По её словам, после внедрения ЕГЭ качество преподавания в школах осталось на должном уровне. Просто были внесены некоторые коррективы и дополнения в образовательный процесс.
«Ребята проходят темы, пишут сочинения, изложения, диктанты. Просто появилось такое дополнение к стандартным урокам, как подготовка непосредственно к ЕГЭ: тесты, сочинение или изложение, разработанные специально для сдачи экзамена такого плана, - поясняет она. - На мой взгляд, в ЕГЭ охватывается не вся программа, которую проходят за 11 лет учебы в школе. Некоторые вопросы вообще не отражаются. А сочинение довольно сложно назвать полноценным, так как пишется оно по определенному шаблону, отклонение от которого чревато снижением баллов. Сложно мыслить творчески, когда писать надо по схеме».
По мнению Е. Рыжковой, проблема не в учителях, а в отношении современных школьников к учебе. По её словам, около 80% учеников стандартного класса учатся недостаточно хорошо, чтобы потом самостоятельно сдать ЕГЭ на проходной балл. Вот почему репетиторы ЕГЭ сейчас так востребованы.
«Проблемы у студентов возникают уже на первом экзамене»
Плоды формализованного подхода к школьному образованию пожинают вузы, в которые поступают «натасканные» ребята. По словам Ольги Лесковой, преподавателя одного из нижегородских вузов (фамилия и имя изменены), уровень студентов в университете явно снижается, несмотря на то, что проходной балл год от года растет, являясь действительно высоким (по крайней мере, на гуманитарных факультетах).
«Основную причину этого понять несложно: ЕГЭ - это умение отвечать на вопросы по определенным закономерностям. Репетиторы занимаются в основном как раз тем, что эти закономерности абитуриентам и объясняют. Как результат - студенты почти не владеют навыками связанной письменной речи, а про устную вообще говорить не приходится».
По
словам преподавателя, если раньше в школе основным способом проверки домашнего задания был пересказ или контрольная работа (и не только на литературе), что требовало ясного, логичного и связного изложения мыслей, то теперь школьники всегда и везде пишут тесты. Соответственно, их задача - уметь выбрать правильный ответ, а не устанавливать взаимосвязи.
«Проблемы у студентов начинаются уже на первом экзамене: выстроить устный ответ на вопрос (а экзамены в вузах - это все-таки не тесты), даже зная материал, студент нередко не может. Единственная возможность сдать экзамен существует только в том случае, если преподаватель начинает задавать конкретные вопросы, а студент дает конкретные ответы. Но это уровень ответа «на тройку». Точно такие же трудности у «детей ЕГЭ» возникнут в написании курсовых и дипломных работ», - говорит Ольга.