13 июня выпускники школ сдавали последние экзамены по географии и литературе. Накануне в интернете появились фрагменты заданий ЕГЭ по этим предметам. В 2013 году обнародование вариантов заданий и ответов выпускных госэкзаменов во всемирной паутине стало настоящим бичом для организаторов. Дети, замеченные за публикацией, лишились аттестатов. Что же это: заговор с целью дискредитировать неугодную систему или ошибка реализации? О сложившийся ситуации корреспондент NN.RU побеседовал с гендиректором ИД «Биржа» Иваном Юдинцевым, поднявшим вопрос о проблемах ЕГЭ на заседании нижегородского эксперт-клуба.
- Понятно, что проблемы с ЕГЭ уже таковы, что нужно искать какой-то выход, дальше терпеть нельзя. Если говорить конкретно о распространении информации через интернет, то понятно, что современные коммуникационные технологии позволяют преодолеть любые запреты и любые средства борьбы с распространением информации в сети Интернет. Меч всегда сильнее щита. На любой щит все равно будет выработан новый меч.
Бесполезно препятствовать распространению ответов через интернет. Можно, конечно, устраивать обыски, как это делали некоторые рьяные руководители школ. Но это совершенно незаконно. У нас обыск – это процессуально действие в отношении человека, подозреваемого в совершении преступления, и может делаться либо по решению суда, либо в случае задержания человека, но тогда ему нужно предъявлять обвинение. В ином случае обыск является нарушением прав человека, в том числе и презумпции невиновности. А когда обыскиваются несовершеннолетние на входе в помещение, где им предстоит сдавать ЕГЭ – это отягощается тем, что потерпевший еще несовершеннолетний, что он находится в зависимом положении, так как ему обязательно нужно пройти в помещение, где сдается ЕГЭ. Поэтому это не выход.
Ограничивать доступ в интернет, как это делается в Китае и других странах, наверное, тоже бесполезно. Все-таки нужно делать так, чтобы помимо тестирования были живые ответы, когда преподаватель задает каверзный вопрос, а это может быть тот же самый вопрос, который сформулирован в задании, но заданный по-другому. И сразу видно, понимает человек, о чем идет речь, или не понимает. Я думаю, что коренная ошибка лежит в самом начале: в отказе от живых ответов, от собеседования как формы проверки знаний. Если мы отказываемся от этого и измеряем знания только тестами, мы должны быть готовы, что это будет экзамен на честность.
Показать высокий результат на таком экзамене можно будет, владея способами получения информации из интернета и проигнорировав собственную совесть.
- Что будет сейчас, когда тесты написаны и отправлены на проверку, несмотря на публикацию ответов в интернете?
- Соответствующие органы должны будут вступить в долгую череду проверок и перепроверок, и попыток доказать, где списанные результаты, а где несписанные. Я убежден, что должны быть расследованы все факты незаконных обысков учащихся. Если к ребенку залезли в карман в поисках телефона, то, как минимум, перед ним должны публично, в присутствии тех же людей, при которых это происходило, извиниться те учителя и завучи, которые проводили обыск. Такие дела должны доводиться до суда, и виновные должны нести ответственность перед законом.
- Кому выгодна публикация ЕГЭ в интернете?
- Я не думаю, что это большой заговор. Интернет – это такая саморегуляция, и если у человека появляются ответы, которые он может распространить, наверное, велик соблазн это сделать, даже не зарабатывая. Для чего хакеры взламывают хорошо защищенные корпоративные ресурсы и не оставляют там ничего, кроме своего автографа? Чтобы показать, что это возможно.
Мотивы могут быть разные. Я допускаю, что у кого-то был мотив показать, что
можно обойти ЕГЭ, у кого-то - заработать, у кого-то, возможно, и заговорщицкий – сорвать ЕГЭ, дискредитировать его. Я не верю в теорию моноцентризма, что это делалось из одного центра.
- Как решить проблему ЕГЭ в России?
- Мы, как всегда, скопировали у стран Запада внешнюю форму, не поняв, как это работает. Я считаю, что нужно вернуться к устной форме экзаменов. Я с самого начала выступал против ЕГЭ. И стою на этом. Мы пока просто не готовы к ЕГЭ. Сама идея отказаться от устных ответов – неправильная. Безусловно, идея введения тестов была реализована с огромными, как сейчас говорят, косяками, некомпетентно и непрофессионально. Нужно исправлять методику тестирования и проверки.
Я видел, как это делается за пределами нашей Родины. Там это случайный набор комбинаций. Существует ограниченное число вопросов, но эти вопросы и варианты ответов комбинируются в разном порядке. Мала вероятность повторения двух одинаковых вариантов в близлежащих школах, например.
Можно делать так, можно как-то по-другому. Но так, как сейчас это делается у нас – это не работает, это получается нечестно, и показать высокий результат можно, практически ничего не зная.
Я столкнулся с тем, что в школе доверия к ЕГЭ как к эффективной форме проверки знаний – нет. Например, результаты ГИА выступают в качестве оценки за четверть. И в итоге, если школьник плохо работал весь год, а на тесте показал отличный результат, то учителя скорее поверят тому, что они слышали и видели в течение года.
К сожалению, по итогам этого года проблемы не решатся. Я думаю, что мы должны зайти в окончательный тупик, прежде чем какой-то высокопоставленный руководитель, скорее всего, президент Владимир Путин публично скажет, что нужно делать по-другому. Сейчас говорят о контроле со стороны общественности, со стороны родителей. Скорее всего, просто еще надзирателей приставят, а это тоже неправильно. Нам нужно смириться с реальностью и понять, что такие формализованные ответы могут быть получены через интернет людьми, которые даже не знают, что они означают.