Гражданское общество, которое в России формируется последние 20 лет, стало активно проявляться после скандальных выборов в Государственную Думу РФ 2011 года. Не стали исключением и жители Нижнего Новгорода, создавшие Нижегородское Гражданское Движение. Однако, как говорится, ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Нижегородцам пришлось заплатить за активную гражданскую позицию.
На грани увольнения балансирует учитель истории нижегородской гимназии №1 Илья Мясковский. Особенно близок к статусу безработного преподаватель самого спорного предмета был в июне 2012 года. Тогда активист Нижегородского Гражданского Движения был арестован на 14 суток (в самый разгар школьных экзаменов) на несанкционированной акции против поправок в закон о митингах. Корреспонденту NN.RU Илья Хаимович рассказал, что в итоге срок административного ареста был сокращен до 7 суток, но в школе были недовольны. Учитель был вызван для профилактической беседы к директору департамента образования Ирине Тарасовой. Тогда ему четко дали понять: школа и оппозиционная деятельность должны быть разделены. 14 апреля 2013 года состоялось мирное собрание активистов на площади Горького «Защитим Нижний!». Тогда родитель одного из учеников написал письмо в прокуратуру, заявив, что видел на собрании пьяного Илью Мясковского, который вместе с учениками рисовал лозунги на асфальте. По словам самого преподавателя, заявление, скорее всего, было составлено Центром «Э». И вновь была проведена воспитательная работа, но в этот раз с начальником Управления образования администрации Нижегородского района Игорем Крючковым. По словам активиста, глава управления заявил, что если учителя арестуют еще раз, то он будет уволен. В настоящее время Илья Мясковский продолжает работать в гимназии.
Иная ситуация сложилась у двух гражданских активистов: Михаила Карякина и Анны Давыдовой. Они не являются оппозиционерами, но потеряли работу из-за своей деятельности, так сказать, в личное время.
Михаил Карякин – оператор монтажа – является участником Нижегородского Гражданского Движения и снимает хронику протестов в Нижнем Новгороде. Он снимает ролики об акциях оппозиционеров, обысках, судах. До декабря 2012 года М. Карякин работал в телекомпании Нижегородской епархии – «Образ». Однако он был уволен по сокращению штата. Как считает сам активист, внезапное сокращение было связано с его роликом об обыске в квартире «другоросса» Юрия Староверова. По словам оператора, стражи порядка во время обыска выломали двери, перевернули квартиру вверх дном. Корреспонденту NN.RU М. Карякин рассказал, что сполна получил положенное по Трудовому кодексу пособие, и в настоящее время официально является безработным и состоит на бирже труда. К сожалению, ему не удается найти работу, так как его профессия в Нижнем Новгороде не востребована, но и уезжать он из родного города не собирается.
Анна Давыдова хоть и не оппозиционер, но выступает за соблюдение законов, касающихся застройки Нижнего Новгорода и непосредственно связанным с ней сносом исторических зданий города. Ее активная внерабочая деятельность связана с ее профессиональными знаниями. А. Давыдова занимается изучением строительной истории архитектурных сооружений для проектов реставрации и проектами зон охраны объектов культурного наследия. Эта, казалось бы, далекая от реальности отрасль, является в настоящее время, наверно, краеугольным камнем взаимоотношений между властями Нижнего Новгорода и нижегородскими активистами. Так, Анне Давыдовой, активно противодействующей разрушению истории Нижнего Новгорода, поступают угрозы, а после встречи с главой города Олегом Сорокиным ее уволили из НИП "Этнос". Корреспонденту NN.RU А. Давыдова рассказала, что, несмотря на угрозы, она продолжит защищать историческое наследие города. Кроме того, она продолжает работать историком-реставратором, принимая заказы не только по Нижнему Новгороду, как было раньше, а со всей России.
Беспрецедентный случай произошел в середине июня этого года. Два активиста «Другой России» Екатерина и Александр Зайцевы были избиты, а молодого человека похитили и оставили избитого в лесу под Дзержинском. По мнению оппозиционеров, это месть силовиков за баннер, вывешенный на здании ФСБ в День России. Корреспонденту NN.RU Екатерина Зайцева рассказала, что по факту похищения следственные органы допросили ее и мужа, осмотрели место преступления. Оппозиционеры не верят в справедливое расследование. И вот почему. 15 сентября 2012 года во время несанкционированного митинга ОМОНовец ударил Екатерину дубинкой по голове. Проверка действий правоохранителей была закрыта, рассказала нам Е. Зайцева. В настоящее время нижегородский «Комитет против пыток» собирается обжаловать это решение, а также занимается общественным расследованием факта похищения А. Зайцева. По последним данным, Следственный комитет Московского района Нижнего Новгорода на 30 дней продлил следственную проверку по факту нападения на Зайцевых.
И, тем не менее, самые серьезные последствия грозят самому известному нижегородскому оппозиционеру – Юрию Староверову. Активиста «Другой России» обвиняют в нападении на ОМОНовца Игоря Лебедева (ч.1 ст. 318 УК РФ). Случилось это 15 сентября 2012 года. По словам Ю. Староверова, он пытался «помешать садисту без опознавательных знаков избивать дубинкой учителя истории Илью Мясковского». При этом, по словам оппозиционера, у ОМОНовца телесных повреждений нет, и обвинение построено на словах Лебедева, что он испытал боль от действий активиста. Максимальное наказание, которое грозит оппозиционеру – 5 лет лишения свободы. Корреспонденту NN.RU Ю. Староверов рассказал, что предварительное судебное слушание назначено на утро 8 июля. Проходить заседание будет в закрытом режиме.
Вообще, судебные тяжбы стали для нижегородских активистов неотъемлемой частью жизни. Чаще всего им приходится отстаивать в споре с властью свое право на публичное высказывание мнения, а также доказывать факты нарушения закона самими представителями госорганов.