Железнодорожные перевозки по некоторым направлениям будут прекращены из-за их убыточности. По крайней мере, местные власти не исключают такой вероятности и рассматривают альтернативные варианты.
9 человек на целый поезд
В июле 2013 года ОАО «ВВППК» заявила о долге, который возник у правительства Нижегородской области перед предприятием. За 8 месяцев сумма составила около 160 млн рублей. По этой причине в октябре 2013 года в Нижегородской области было временно приостановлено движение поездов по трем направлениям: «Нижний Новгород – Металлист», «Нижний Новгород – Фролищи» и «Нижний Новгород – Лапшанга». По словам представителя областного министерства транспорта Елены Кузнецовой, наполняемость некоторых поездов составила 9-20 человек.
Не исключено, что движение по этим направлениям вообще будет прекращено из-за их убыточности.
Перевозчик считает пассажирокилометры, загрузку поезда на протяжении всего пути, а не в отдельном отрезке. Кроме того, есть направления, по которым следуют не электропоезда, а тепловозы, использование которых существенно дороже, объяснил начальник пассажирской службы ОАО «ВВППК» Леонид Тихонов.
Логика железнодорожников проста: непопулярные направления будут закрывать, на популярных – открывать новые рейсы. К примеру, количество поездов до Заволжья и Моховых гор увеличилось с 10 до 12. Электричка, следующая из Нижнего Новгорода до Фролищ, заполнена только в пункте направления. Пассажиры выходят в Дзержинске, а дальше поезд идет практически пустым.
Пока есть доходы
В настоящее время чиновники не планируют окончательно прекращать железнодорожное сообщение на «кризисных» участках. По крайней мере, не говорят точных сроков, когда это произойдет. По словам Тихонова, четкое понимание, как решить проблему, появится к августу этого года. В других регионах тоже думают, как снизить расходы. К примеру, во Владимирской области на участке Муром – Ковров было отменено 5 поездов и назначено 5 автобусов.
В направлении Лапшанги альтернативу железной дороге найти сложно, считает Тихонов. На отрезке до станции «Металлист» готовится проект электрификации участка, который должен снизить расходы на перевозку.
Автобусные маршруты до Фролищ не позволяет организовать состояние дорог, заявила Елена Кузнецова. Пока их «приводят в порядок», будут ходить поезда.
В течение года в Нижегородской области железной дорогой пользуется около 18,5 млн человек. Доходы, которые регион приносит перевозчику, достаточно велики: около 100 млн рублей в месяц. Если пассажиропоток сохранится (в марте рост составил +20% по сравнению с 2013 годом), то «ВВППК», по словам Леонида Тихонова, хватит того, что есть. Если он будет низким (к примеру, в 2012 году, несмотря на повышение тарифов, он составил 2-3%), повысится потребность в субсидиях. Рост доходов обусловлен не повышением тарифов на перевозки, а желанием пассажиров пользоваться этим видом транспорта, добавил Тихонов. На определенных направлениях (к примеру, арзамасском) спрос удается повысить. А вот на дзержинском он хоть и
несущественно, но стабильно снижается (на 2-3% в год).