Программа капремонта связана с серьезными рисками: сроки могут затянуться, а жилье так и не приведут в порядок.
Реализация программы капремонта многоквартирных домов связана с серьезными рисками, считают эксперты. Сроки выполнения программы могут существенно двинуться из-за недостаточного финансирования. Жильцам крупные взносы на капремонт не по карману, а государственные субсидии на проведение работ не гарантированы.
«Карточный домик капремонта»
Риски, связанные с проведением капремонта многоквартирных домов (МКД) в Нижегородской области, указаны в паспорте областной программы. Как говорится в документе, во-первых, это нехватка опыта работы в деятельности фонда региональных операторов, которые должны заниматься распределением средств на капремонт. Вторая причина, которая может нарушить сроки выполнения программы, - нехватка бюджетных средств и средств собственников, которые собираются в течение года. Третья – ухудшение состояния экономики и, как следствие, снижение бюджетных доходов.
«Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от цен на углеводороды, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, такой риск может быть качественно оценен как высокий», - говорится в программе областного правительства. То есть нам говорят: "Скидывайтесь сейчас, и может быть, ваш дом попадет в план капремонта до 2043 года", - рассуждает зампредседателя областного Законодательного собрания, лидер фракции КПРФ Владислав Егоров. - Но, может быть, ничего и не выйдет, потому что российская экономика зависит от экспорта углеводородов. Карточный домик капитального ремонта в любой момент может рухнуть».
Уже сейчас в областном законе о капремонте существует некоторый «перекос» в целях расходования средств. По словам депутата, в то время как в областном бюджете на 2015 год заложено более 80 млн рублей на проведение капремонта, в областном законе о капремонте 160 млн рублей планируется направить на биллинг – начисление платежей.
«На каждый рубль вложенных в ремонт средств областного бюджета в 2015 году предполагается отдать два рубля на бюрократические задачи. Более того, штатная численность оператора выросла с 76 до 117 человек, соответственно, вырастут и расходы областного бюджета на их содержание», - говорит депутат.
«Расходы на чиновничью структуру шокируют»
Областной закон о капремонте ещё предстоит дорабатывать, а жильцам – рассказывать о нем. По мнению одного из авторов закона о капремонте, депутата Государственной думы Вадима Булавинова, несмотря на то, что уже в ноябре нижегородцам придут первые «платежки» с новой графой, жильцы МКД своих прав и обязанностей, связанных с участием в программе, не знают. Наоборот, тема капремонта «всячески замалчивается, хотя расходы областного бюджета на субсидирование СМИ исчисляется сотнями миллионов рублей в год».
«Как в таком случае люди должны проводить общие собрания и принимать решения по капремонту - вслепую? – восклицает депутат. - Келейность, с которой проводятся эти мероприятия, наталкивает на мысль, что людей хотят скопом загнать в «общий котел» регионального оператора, который сможет перебрасывать деньги, собранные с одного дома, на ремонт чужого. В фонде регионального оператора через полгода по умолчанию окажутся все многоквартирные дома, если до этого момента жильцы не примут решение об открытии спецсчета».
Расходы на содержание регионального оператора, по словам Вадима Булавинова, «просто шокируют»: на сам капремонт правительство области выделяет в этом году меньше 143 млн рублей, то есть всего лишь 65% от расходов на эту чиновничью структуру, городской бюджет - только 71 млн рублей. А в 2015 году эти субсидии реальных ремонтных работ сократят еще вдвое.
«Снова львиную долю бюджетных дотаций составят средства федерального бюджета из Фонда ЖКХ, сохранения которого мы в Госдуме
добились в конце 2012 года, - добавляет он. - Для сравнения, когда в 2007 году мы начали программу капремонта в Нижнем Новгороде, федеральной поддержки еще не существовало, а бюджет программы уже тогда, в тех деньгах составлял 1,5 млрд рублей. В 2008-2010 годах мы направляли на ремонт жилищного фонда в среднем 1,7 млрд рублей каждый год, и это при тарифе для населения, который был в три с лишним раза ниже нынешнего. Тревоги насчет программы капремонта в Нижегородской области я разделяю, и убежден, что правительству региона нужен принципиальный пересмотр подходов к этой работе».
Того, что для работы программы ещё ничего не готово, не скрывают и сами чиновники. Так, на прошлой неделе директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Сергей Синицын заявил, что в настоящее время для реализации программы по факту ничего не сделано: не набраны сотрудники фонда регионального оператора (кроме председателя Сергея Протасова), «нет расчетных счетов, нет помещений, отсутствуют специалисты, которые могли бы делать сметы для проведения капремонта домов». В сам закон о капремонте также планируется внести целый ряд поправок. В частности, предусмотреть конкурсный выбор подрядчика, который будет проводить те или иные работы.
ДЕТАЛИ
Программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов в Нижегородской области рассчитана до 2043 года. За 30 лет в порядок планируется привести 36 000 многоквартирных домов. Основной источник финансирования областной программы – средства собственников жилья. Дополнительно на проведение ремонта должны выделяются субсидии Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также областного и местных бюджетов. В программе определены суммы, которые планируется перечислить на капремонт из этих источников в 2014 и 2015 году. Жители МКД могут перечислять средства региональному оператору, который будет ремонтировать дома из «общего котла», или открыть свой счет в банке, чтобы планировать проведение работ самим и ни за кого больше не платить.
ВАЖНО
ПОЛЕЗНО