Строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ), соединяющей Москву, Нижний Новгород и Казань, стало одной из основных тем второго дня Международного бизнес-саммита, который проходит в Нижнем Новгороде в эти дни. Круглый стол, посвященный перспективам железнодорожного движения со скоростью до 400 км/ч, прошел на «Нижегородской ярмарке». А часом ранее на Московском вокзале открылся региональный информационный центр.
Первый в России информационный центр ВСМ расположился в главном зале Московского вокзала, под люстрой. На стенде, стилизованном под кабину машиниста поезда, нижегородцы и гости города могут получить всю информацию об особенностях, преимуществах и перспективах будущей магистрали. Здесь будут работать два сотрудника, которые и расскажут, и ответят на вопросы, и запишут пожелания.
В тему: Международный бизнес-саммит: макет стадиона на Стрелке, городецкие пряники и проблемы с парковкой
В ходе круглого стола его участники обсудили, как строительство ВСМ повлияет на социально-экономическое развитие регионов России. «Строительство высокоскоростной магистрали – это инвестиции в будущее. ВСМ даст импульс для развития всех прилегающих территорий, также с ее помощью мы разгрузим движение по автодорогам» - уверен глава Нижегородской области Валерий Шанцев.
Представитель «Газпромбанка», который наряду с другими финансовыми учреждениями проявляет интерес к проекту ВСМ, отметил, что санкции, вводимые в отношении России европейскими странами, безусловно, скажутся на реализации проекта. «Привлечение денег на внешних рынках уже затруднено. Европейских банк реконструкции и развития (ЕБРР), который всегда активно поддерживал реализуемые в России проекты, прекращает финансирование», - отметил эксперт. Однако банкир «позитивно» смотрит на перспективы ВСМ, а привлекать инвестиции, по его словам, нужно в первую очередь из Азии.
Вице-президент ОАО "РЖД", генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин сообщил, что уже обсуждается возможность участия китайских инвесторов в реализации проекта ВСМ. Бизнесмены из Поднебесной готовы вложить около 400 млрд рублей. «Сейчас обсуждаются условия финансирования, сроки кредитов, проценты, ставки. Это непростой переговорный процесс», - подчеркнул Мишарин. Также, по его словам, не прекращается работа и с европейскими инвесторами.
Что же касается сроков реализации проекта, то в РЖД надеются: Правительство РФ примет решение до конца этого года. Тогда участок ВСМ Москва - Нижний Новгород «технологически возможно» построить к 2018 году, когда приволжская столица примет матчи чемпионата мира по футболу.
Реализация проекта сократит время следования между Москвой и Казанью в четыре раза (с нынешних 14 часов до 3,5 часа), а время в пути между Нижним Новгородом и Казанью - в семь раз (с 10,5 часа до 1 часа 37 минут).
Основные характеристики проекта ВСМ Москва-Казань:
- Длина маршрута — 770 км
- Время в пути — 3ч. 30 мин.
- Максимальная скорость – до 400 км/час
В заключение круглого стола было подписано соглашение о развитии интермодальных перевозок, которое предусматривает строительство станции ВСМ, совмещенной с нижегородским аэропортом «Стригино» (вторая станция ВСМ в Нижнем Новгороде будет размещена на Московском вокзале; а третью станцию планируется построить рядом с Дзержинском). Генеральный директор ЗАО УК «Аэропорты Регионов» (в этот холдинг входит аэропорт «Стригино») Евгений Чудновский полагает, что объединение железнодороджного вокзала и нового терминала аэропорта под одной крышей будет на пользу обоим «соседям». «Когда по ВСМ из центра Москвы до Нижнего Новгорода можно будет добраться за полтора-два часа, мы сможем «пересадить» около 6 млн авиапассажиров из столичных аэропортов в «Стригино». В первую очередь это будет интересно тем пассажирам, которые летят в юго-восточную Азию», - отметил Евгений Чудновский. По его мнению, в случае реализации проекта нижегородский аэропорт имеет все шансы стать фактически четвертым аэропортом московского авиационного узла и разгрузить столичные аэропорты, услугами которых ежегодно пользуются около 70 млн пассажиров.