24-летний Михаил Баранов из Выксы выиграл главный приз журнала «Популярная механика». Студент из Нижегородской области создал эмулятор игровых ощущений. Устройство имитирует боль и толчки, которые чувствует персонаж во время игры.
Эффект полного присутствия
Эмулятор представляет собой пояс из кожзаменителя, на котором расположены сенсоры, электроды («устройства обратной связи») и вибромоторы, рассказал разработчик корреспонденту NN.RU.
«С помощью небольшого кабеля пояс подключается к главному блоку управления, который, в свою очередь, присоединен компьютеру через USB-порт. Через специальную программу он «взаимодействует» с процессом игры, - объяснил Михаил. - Для каждой отдельной видеоигры написана своя программа, которая отслеживает действия персонажа и направляет сигналы устройству, как только тот получает какие-либо ранения».
По словам разработчика, эмулятор имитирует боль от выстрелов, взрывов. Любое полученное персонажем ранение игрок будет ощущать своим собственным телом. «Одна из важнейших задач виртуальной реальности – возможность тактильного восприятия. Было бы здорово не только видеть происходящее, но и чувствовать», - рассказал Михаил.
Принцип работы устройства основан на подаче электрического сигнала с разной частотой и напряжением на электроды («устройства обратной связи»). «Когда человек ощущает эти импульсы, у него резко сокращаются мышцы, (происходит подобие спазма), и он чувствует боль. Вибрация воссоздает ощущение толчка, удара», - объяснил он.
Разработчик утверждает, что использование его устройства безопасно. Во-первых, на нем присутствуют предохранители на случай, к примеру, короткого замыкания. Во-вторых, напряжение в устройстве слишком мало, чтобы нанести вред кожному покрову или мышечным тканям. Уже через рубашку удар тока не ощутим.
Тема для диплома
Выксунец с детства увлекается видеоиграми и всегда мечтал об устройстве, которое бы позволило создать «эффект полного присутствия» в игре. После школы Михаил пошел учиться на программиста, чтобы разбираться в электронике, физике.
На создание, а затем доработку прототипа ушло полгода. «Многочисленные друзья и знакомые, которые испытали эмулятор на себе, говорили, что это хорошая задумка и из неё может получиться нечто более серьезное», - объяснил разработчик.
Опытный образец оценило жюри конкурса изобретений, который проводил журнал «Популярная механика». Среди работ, присланных читателями, лучшим признали проект Михаила Баранова.
На «волшебный пояс» разработчик потратил около пяти тысяч рублей. Детали, микросхемы приходилось заказывать в Интернете: в Выксе таких не купишь. По словам выксунца, сейчас эмулятор выглядит неприглядно, потому что собран был буквально на «коленке». Но перспективы у устройства, несомненно, есть. Сейчас оно работает только с тремя играми: Unreal Tournament 3, Doom, Star Wars: Battlefront. В дальнейшем их спектр планируется увеличить. Кроме того, можно будет расширить зону воздействия: надевать эмуляторы на кисти рук, ноги. «Область поясницы я выбрал не случайно. Когда человек ощущает электрические сигналы в этой области, получается чувство, что удар пришелся на весь торс», - объяснил разработчик.
Кстати, разработка Михаила Баранова легла в основу его выпускной дипломной работы «Перспективы развития микропроцессоров». Защита состоится весной следующего года.