Следственный комитет России и Генеральная прокуратура отреагировали на обращение члена президентского Совета по правам человека, председателя нижегородского Комитета против пыток Игоря Каляпина. Об этом вчера, 29 января, нижегородец рассказал корреспонденту NN.RU. В декабре Игорь Каляпин обратился к главам СК РФ и Генпрокуратуры с просьбой проверить высказывания главы Чеченской республики о семейной ответственности родственников боевиков.
Генеральная прокуратура направила обращение Игоря Каляпина в прокуратуру Чеченской республики, поскольку Рамзан Кадыров не является высшим должностным лицом. «Формально они совершенно правы: к примеру, в отношении Валерия Шанцева проверку должен проводить прокурор Нижегородской области, и это ещё не смешно. А вот прокурор Чечни Шарпудди Абдул-Кадыров, проводящий проверку в отношении Рамзана Кадырова, - это уже смешно. По крайней мере, чеченцы, которым я этот анекдот рассказываю, смеются все и долго», - добавил нижегородец.
Месяц с момента обращения в надзорное ведомство уже истек, и Каляпина должны уведомить о результатах проверки, но правозащитник считает, что прокурор стоит перед непростым выбором.
«Они (прокуратура Чечни – NN.RU) мне бы, конечно, сказали, что Кадыров прав, а я дурак. Но Путин на пресс-конференции сказал, что так говорить он (Рамзан Кадыров – NN.RU) не имел права. Я не знаю, как теперь прокурору республики выходить из положения. То ли написать, что Кадыров не прав, то ли что не прав Путин. Но, думаю, он предпочтет второй вариант. Потому что Путин его не убьет, а Кадыров – убьет. По крайней мере, заместителей прокурора Чеченской республики в багажнике возили в Хоси-Юрт. Они мне об этом практически официально рассказывали», - добавил правозащитник.
Следственный комитет проводит процессуальную проверку по обращению Игоря Каляпина. На прошлой неделе нижегородец ездил в Чечню и давал объяснения следователю ГСУ по Северо-Кавказскому округу. «Мне сложно представить, что там возбудят дело в отношении Рамзана Кадырова. Но мне понравилось то, что в одном материале объединены два эпизода: первое – мое обращение по поводу призыва Кадырова к незаконным действиям. Второе – про поджог нашего офиса», - добавил Игорь Каляпин.
Напомним, в декабре, после теракта в Грозном, Рамзан Кадыров опубликовал в своем блоге запись в которой, в частности, говорится о том, что если боевик в Чечне совершит убийство, его семья будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом. Игорь Каляпин просил глав СК РФ и Генпрокуратуры дать правовую оценку этому высказыванию, указав на признаки подстрекательства к незаконному превышению полномочий (статья 286 УК РФ), которые, по его мнению, содержатся в обращении. В ответ на обращение Игоря Каляпина Рамзан Кадыров сообщил о том, что деньги боевикам в Грозном передал «некий Каляпин», и заявил, что проверит, не он ли это. В середине декабря офис Сводной мобильной группы (подразделения Комитета против пыток) в Чечне был сожжен, а участников СМГ преследовали люди в масках и с оружием.