Житель Владимирской области Валерий Спиридонов стал "звездой" международного масштаба. 30-летний программист стал первым кандидатом на трансплантацию головы - операцию, которая может либо "подарить" ему тело, либо лишить жизни. "С моим диагнозом (спинальная мышечная атрофия - прим. NN.RU) мало кто доживает до 20 лет - мне уже 30. Чтобы что-то изменить, нужно в этом участвовать", - рассказал журналистам о своем решении отважный россиянин. Однако нижегородские медики ставят под сомнение возможность проведения столь революционного и с точки зрения современной медицины, и морали эксперимента.
Новость о том, что талантливый 30-летний программист Валерий Спиридонов из Владимирской области хочет стать первым, чью голову пересадят на тело другого человека, взбудоражила общественность во всем мире. Кто-то считает подобные операции неэтичными, кто-то одобряет решение молодого человека: ведь он не опустил руки из-за того, что прикован к инвалидной коляске, а продолжает бороться за право на полноценную жизнь. "Валера - бесстрашный мужик", - написал друг отважного россиянина в социальной сети Андрей Курбатов.
Вот что рассказал о своем непростом решении журналисту телеканала "МИР 24" Валерий Спиридонов: "У меня достаточно редкое генетическое заболевание - мышечная атрофия Вердига - Хоффмана. Мои мышцы не растут с самого детства. Из-за этого деформировался скелет, так как мышцы спины не могут его поддерживать. Я практически не владею своим телом: нуждаюсь в каждодневной помощи окружающих. К примеру, самостоятельно я не могу с утра подняться с постели. Мне сейчас 30 лет, хотя с таким диагнозом люди редко живут дольше 20 лет". Несмотря на все сложности, Валерий ведет активную социальную жизнь: работает и даже является членом молодежного парламента Владимирской области. Он знает, что его решение участвовать в трансплантации головы, многие не поймут, так как просто не знают, с какими сложностями ему приходится постоянно сталкиваться. "Думаю, мои родные и близкие просто примут мое решение и всё будет хорошо", - поделился своими мыслями с корреспондентом LifeNews молодой человек. Он не скрывает, что ему было очень страшно решиться на это, но при этом очень интересно: "Если ты хочешь что-то изменить, нужно в этом участвовать".
Поучаствовать в революционном эксперименте россиянину предложил итальянский нейрохирург Серджио Канаверо. Врач уверен, что знает, каким образом провести операцию по пересадке головы. "В июне этого года в США я начну подбирать бригаду врачей, которые будут помогать мне провести эту операцию. Я уже продумал все детали. В первую очередь, мы будем охлаждать мозг до 10-15 градусов Цельсия. Обе головы будут отсечены. После этого мы начнем трансплантацию головы донора к телу пациента. Нейроны спинного мозга будут склеены специальным биологическим клеем (полиэтиленгликоль). Регенерацию волокон будут постоянно стимулировать слабым током. Пациент около месяца будет находиться в искусственной коме. затем его приведут в сознание. Через год он сможет встать на ноги".
Однако российские врачи со скепсисом относятся к подобным идеям. Главный трансплантолог минздрава Нижегородской области, заведующий кафедрой хирургических болезней НижГМА профессор Владимир Загайнов считает, что трансплантация головы – мало осуществимая задумка. "Теоретически такая пересадка может быть и возможна, но практически – мало осуществима. На сегодняшний день уровень технологий, особенно по восстановлению нервной ткани, не позволяет это сделать. Можно соединить позвоночник, мышцы, сосуды, периферические нервы, но восстановить пересеченный головной и спинной мозг, на сегодняшний день, пока не представляется возможным. В медицинских нейрохирургических сообществах еще никто не сообщал о реальных успехах по восстановлению шейного отдела спинного мозга. Именно прорыв в лечении спинальных травм и будет предвестником трансплантации головы. Таких пациентов много, среди них огромная летальность, а выжившие обречены на полное обездвиживание", - озвучил свою точку зрения Владимир Загайнов. Эксперт выразил сомнение, что этический комитет по трансплантации любой страны может дать разрешение на проведение подобной операции на человеке в ближайшие несколько лет.