Для российских компаний, крепко стоящих на ногах и нацеленных на развитие, настало, пожалуй, самое благоприятное время. Резко выросшие курсы евро и доллара, неопределённость в мировой экономике, снижение покупательской способности населения — все это заставляет крупные компании сокращать издержки. Один из путей — поиск новых поставщиков — причем, с российской пропиской — сырья и компонентов для своей продукции.
Теме импортозамещения и локализации производства были посвящены минимум два круглых стола, прошедших в рамках Международного бизнес-саммита-2015. Региональный представитель Группы Фройденберг в России Андрей Дэко рассказал, что его компания начала поиск местных поставщиков сырья еще до открытия производства в Нижегородской области, в 2006 году. «На первоначальном этапе, конечно, 100% сырьевого материала мы ввозили из-за границы. Сейчас импортируется лишь 20%, остальное все производят наши партнеры в России. В планах снизить долю импорта до 10–15%», — рассказал Андрей Дэко в ходе круглого стола «Санкции и локализация производства. Опыт иностранных компаний в Нижегородской области». Андрей Дэко отметил, что покупать импортное сырье выгоднее по многим параметрам. «Но если бы восемь лет назад мы не начали заниматься вопросами локализации производства, то сегодня компания чувствовала бы себя тяжело», — отметил топ-менеджер. При этом, по его словам, главная проблема российских партнеров — нестабильное качество продукции.
Массового бегства иностранных инвесторов нет. Но ряд проектов «заморожен»
Координатор проектов Российско-Германской внешнеторговой палаты в ПФО, управляющий партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев отметил, что возможности локализации производства сильно зависят от развития секторов промышленности. «В нефтехимии достаточно стабильная ситуация, потому что рынки сбыта открыты. И они могут себе позволить, даже закупая импортное сырье, все равно продавать продукцию достаточно выгодно, — пояснил Олег Тимофеев. — В автокомпонентах, напротив, ситуация становится все хуже, потому что на автомобили спрос падает». Объем продажи новых автомобилей в России упал на 35–40%, что, безусловно, оказывает существенное давление на производителей автокомпонентов. Впрочем, этот факт не помешал реализовать в Нижнем Новгороде инвестиционный проект стоимостью 1,5 млрд рублей.
В конце минувшей недели состоялось открытие производственной площадки Magna (выпуск пластиковых деталей экстерьера и интерьера автомобилей). «В 2012 году было подписано соглашение о намерениях с компанией «Магна Автомотив Рус», а в 2014 году уже открыта первая очередь производства», — напомнил губернатор Валерий Шанцев. А 11 сентября 2015 года открытием нового производственного корпуса завершилась реализация всего инвестиционного проекта. Генеральный директор «Магна Автомотив Рус» Илья Смолин рассказал, что на предприятии создано 370 высокопроизводительных рабочих мест, в перспективе возможно увеличение их количества до 700. «Мы локализуем не только производство, но и персонал. У нас в компании не осталось экспантов, — рассказал Илья Смолин. — Сейчас основная наша задача — поиск российских поставщиков сырья». Директор завода отметил, что на данный момент «по пластику» локализация составляет 10–15%, производство электроники и светотехники не локализовано.
В металлургии, как и в автокомпонентах, ситуацию сейчас хорошей не назовешь. Генеральный директор «Даниели Волга» Павел Затравкин рассказал о непростом положении на предприятии, которое начало работать буквально два года назад. «По сырью — металлические заготовки, металлопрокат, шатмповки — мы добились импортозамещения на уровне 80–90%. Технологические процессы пока удалось локализовать всего на 25–30%, — отметил Павел Затравкин. — А вот поставщиков компонентов для металлургического оборудования — особо прочные метизы, подшипники, цилиндры — мы пока найти в России не можем».