Открытие международного масштаба сделал в начале октября нижегородский архитектор Денис Плеханов. Склады Нижегородского порта – не что иное, как фрагменты центрального павильона Всероссийской выставки 1896 года.
О своем открытии архитектор рассказал сегодня, 21 октября, на пресс-конференции в Нижнем Новгороде. По словам Дениса Плеханова, он увидел фотоотчет с экскурсии на территорию Нижегородского порта с участием историка, краеведа Татьяны Виноградовой. В начале октября участники экскурсии побывали в двух зданиях складов, расположенных на берегу Волги. «Когда я увидел отчет, то удивился контрасту между шикарными металлическими конструкциями и предельной утилитарностью их использования. Конструктивное решение складов было явно избыточным для такой тривиальной задачи, как хранение. Если бы это был чей-то заказ, то заказчик не стал бы тратиться на такую красоту», - пояснил он.
Денис Плеханов предположил, что это незаурядное сооружение было создано в прошлом, и провел исследование. Он обратил внимание на рисунок конструкции, материал и технологию изготовления (клепанные соединения) и пришел к выводу, что сооружение можно датировать второй половиной XIX века. Именно тогда такие конструкции получили широкое распространение – они были символом технического прогресса. «Характер внутреннего пространства, с его открытостью и большими размерами, говорил о том, что изначально это было общественное сооружение, возможно, с какой-то репрезентативной функцией», - пояснил нижегородец. Архитектор предположил, что пакгаузы были связаны с XVI Всероссийской производственно-художественной выставкой, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Изучив архивные фото и планы выставки, Денис Плеханов обнаружил поразительное сходство между конструкциями центрального здания выставки 1896 года и сооружениями, которые в настоящее время стоят на Стрелке. «Центральное здание выставки состояло из восьми корпусов, расположенных радиально вокруг концентрического двора. Каждый корпус представлял собой трехчастную структуру с повышенным центральным нефом (вытянутым прямоугольным помещением). Количество пролетов в каждом павильоне варьировалось от четырех до пяти. Главный, входной павильон имел пять пролетов. В нем располагался мануфактурный отдел. Остальные были рядовыми», - рассказал архитектор.