Запуск системы АСКОП в очередной раз откладывается на неопределенное время. С 1 ноября те самые электронные проездные, продажа которых вызвала нездоровый ажиотаж и смертоубийственные очереди (в одной из них реально умер нижегородец), не заработают. Причины называются какие-то странные: якобы муниципальные чиновники не договорились с областными.
По словам и.о. сити-менеджера Андрея Черткова, "город готов к внедрению АСКОП". Правда, готов он своеобразно. Раньше в салонах троллейбусов и автобусов появились считывающие устройства, но карт не было; теперь карты, льготные и ученические проездные где-то продаются, а устройства пропали. Кстати, кондукторы муниципальных троллейбусов о "чипах" до сих пор ничего не знают и испуганно переходят в другой конец салона, когда речь заходит об электронных картах.
Но будем учитывать, что есть стационарные продажи "пластика", а считывать карты может в конце концов водитель – у него такое устройство есть. Допустим, город с натяжкой, но готов к внедрению системы.
Что же помешает ее запустить 1 ноября?
Оказывается, чиновники, называя сей срок, не удосужились окончательно ввести АСКОП в правовое поле. Надо ввести – для этого достаточно изменить постановление областного правительства, которое регламентирует работу бюджетного транспорта. Просто добавить пару слов. Но на сегодняшний день этого не сделано - и, видимо, не делается это принципиально.
Выступая на заседании городской думы, региональный министр транспорта Александр Герасименко вынужден был признаться: городские чиновники не нашли общего языка с областными, и это истинная причина заторможенности процесса. По словам министра, "область" настаивает на том, чтобы на пригородных поездках бумажные проездные для льготников были сохранены, муниципалитет же с этим категорически не согласен: по мнению городских властей, если уж переводить пассажиров на "чипы", так полностью. Только так можно будет посчитать всех льготников и обычных пассажиров – для этого, собственно, АСКОП и вводится. Позицию "области" тоже можно понять: пригородным транспортом пользуются люди, для которых перейти на "пластик" будет сложно, и бескомпромиссное внедрение новой системы может вызвать недовольство льготников.
Между тем, необходимо держать в уме, что в данном споре так или иначе участвуют две коммерческие фирмы: "Новакард", котая внедряет в Нижнем Новгороде систему АСКОП, и "Русская тройка", которая производит бумажные проездные для пригородного транспорта. Обе организации претендуют на маржу от продажи проездных. Если электронная система будет введена повсеместно, "Русская тройка" с рынка уйдет.
О том, что с 1 ноября бумажные ЕСПБ и ЕСПА перестанут действовать, СМИ сообщили со ссылкой на пресс-службу городской администрации 8 октября. Это вызвало небывалый ажиотаж. В пункты продажи "чипов", которых сначала было не более 10 на весь город, выстроились огромные очереди, начались давки. В одной из очередей умер мужчина. Потом пунктов стало больше, ажиотаж поубавился… Теперь выяснилось, что все это было напрасно.
На заседании гордумы депутат Александр Бочкарев потребовал назвать фамилию человека, который придумал запустить систему именно с 1 ноября и оповестить об этом население. Ни городские, ни областные чиновники фамилию не назвали.