Настоящим испытанием стала для нижегородки Светланы Кукиной поездка в общественном транспорте. Горожанка не взяла с собой мелочь и протянула кондуктору троллейбуса тысячерублёвую купюру. Сотрудница транспортного предприятия решила её «наказать»: сдать сдачу десятирублевыми купюрами.
«Транспортную историю» нижегородка изложила на странице в соцсети Facebook (редакция NN.RU приводит её без изменений):
«Троллейбус. Ничто не предвещало. В кошельке - тысяча рублей, а больше вообще никаких денег нет, ни железных денежек, ни мелких купюр. Беспечность, с которой я выложила это кондуктору, меня и подвела.
«Значит, нет других денег? - грозно спросила она. - «Нет, нету». Я демонстративно потрясла кошельком и пошарила в карманах. «Сдать могу только десятками, купюр нет вообще», - поджала губы кондуктор. - «Сдавайте, - я пожала плечами. - Это тоже деньги». - «Вы, может, не поняли, - только мелочь. Только по десять рублей», - нахмурилась кондуктор. - «Давайте-давайте» . Мое миролюбие и веселье явно не входили в программу карательной акции. Тем не менее, она началась.
Кондуктор велела мне сложить ладони горсточкой и начала складывать туда по 100 рублей десятками, на весь троллейбус отсчитывая: «Одна, вторая, третья…» Голос у нее поднялся до дикторского. Жесты величавые. Она точно работала на публику, ожидая, что меня сейчас застыдят. Каждую сотню я ссыпала в кошелек. Народ вокруг затаил дыхание. После шестой сотни женщина, сидевшая напротив, не выдержала экзекуции и жалостно сказала: «Давайте, я хоть пятьдесят рублей разменяю купюрой».
«Не мешайте, собьете», - повелела кондуктор. И тут у нее закончились железные деньги. Этого она не ожидала. Явно мучаясь, она сказала, доставая сотенную: «Ну вот, одну купюру я припасла, придется ее вам отдать». Я уже не могла сдержать смех. Таких припрятанных денег у нее нашлось как раз до тысячи. А потом соболезнующие пассажиры поменяли мне еще триста рублей на бумажные денежки.
Я только не поняла. Для нее действительно оказалось проблемой сдать с тысячи или она рассчитывала, что я сломаюсь и, например, достану из тайного кармана заначенную сотню?»
«Никогда больше так не делай!»
Поучительный рассказ нижегородки вызвал массу откликов у её знакомых и друзей. Они стали рассказывать о собственном опыте взаимодействия с сотрудниками общественного транспорта.
«Был случай в маршрутке. Девушка подала тысячную купюру водителю на остановке за проезд. Он начал, не торопясь, отсчитывать ей сдачу мелочью. При этом купюры у него были в наличии. Она начала возмущаться: «Зачем мне ваша мелочь?» А он ей ответил: «А мне не нужна ваша тысяча - мне нужно всего лишь 20 рублей. Вы оплатили проезд так, как сочли нужным. Я же не возмущаюсь. Но и вам я сдам так, как считаю возможным». Я никогда не возмущаюсь сдаче мелочью. Даже если по 50 копеек дают. Часто бывает, что эта же мелочь сразу уходит на оплату проезда в следующей маршрутке», - рассказал Олег Золото. «Ехала раз в троллейбусе, лет этак 8 назад. И дала кондуктору пятьдесят рублей (хотя, в ту пору уже и пятитысячные были). Она тоже спрашивала, нет ли помельче. Спросила, далеко ли я еду, через две остановки насобирала мне сдачу, и грозно сказала на прощанье: "Никогда больше так не делай!". Мне до сих пор смешно», - поведала Татьяна Терешина. «Я так в метро иногда развлекаюсь. Когда у меня много мелочи накапливается, собираю ее и карточку в метро покупаю. Между прочим, 50, 10 и 5 копеек никто не отменял. Если их в магазинах на сдачу сдают, значит, я могу ими расплачиваться! И тетечка-кассир, скрежеща зубами, пересчитывает денежку и выдает мне карточку», - поделилась москвичка Татьяна Парахина.
В целом нижегородцы со Светланой Кукиной согласились: у кондуктора должна быть сдача и с тысячерублевой купюры, не такая это большая сумма. «Просто раздолбайство. Должна быть приготовлена разменная монета.... А психология кондуктора это специальная тема, так же, как и психология вахтерши в общаге ...Вот помню с о студенческих времен-чем вахтерша толще-тем она злей», - отметил Олег Шкарин. «Вот нравится мне их принципиальность! Что на них наезжает иногда? А мне сегодня не выдали билета - они закончились - в обмен на талон.... и часто так.. ЗА БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД в общественном транспорте! это дешевле, чем содержать всю инфраструктуру, связанную с обслуживанием. интересно, во сколько оно обходится?» - поитересовалась Татьяна Глухова. «У кондукторов свой план на откаты. Ещё с советских времен, если кондуктор не откатит водителю на "курочку", то ничего кроме воздуха в салоне не увидит», - предположил Геннадий Мартынов. А вот Николай Панченко с ними не согласился. «Абсурд в том, что кондуктор не может с собой возить на размен грубо говоря миллион! Зайдут в автобус 40 человек, у каждого 5000... Представьте себя на месте кондуктора», - предложил он.
Кондуктор не имеет права отказать пассажиру в продаже билета, если у него нет сдачи, поскольку это нарушение закона о торговле и публичной оферты (офертой, то есть предложением, является, к примеру, объявление о стоимости проезда в общественном транспорте). Кроме того, есть статья 426 ГК РФ, в которой говорится о том, что коммерческая организация не может отказать потребителю в заключении публичного договора, если условия для предоставления товара, услуги имеются. Обеспечение продавцов (кассиров) разменными монетами и купюрами – обязанность продавца (согласно «типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»). «Нарушение собственных прав вы можете зафиксировать с помощью телефона: запишите ответ кондуктора и приложите звуковой файл к жалобе на имя руководителя транспортного предприятия и регионального министра транспорта», - советует юрист Сергей Мазиков.