Нижегородский педагогический университет (сейчас всё чаще звучит «Мининский») активно взялся за повышение престижа профессии учителя. Теперь там готовят педагогов будущего и делят их на 4 категории: педагог-предметник, модератор, корректировщик и тьютор. Согласитесь термины не совсем понятные. Хорошо ли, что учить детей придет вместо привычного учителя - тьютор, разобрался NN.RU.
«Пока это эксперимент, - пояснили корреспонденту NN.RU в университете, - в нем участвуют только 2 учебные группы: студенты 2 и 3 курса факультета гуманитарных наук. Полная подготовка педагога с присвоением таких квалификаций пока невозможна, в силу ограниченности нормативно-правовой базы и отсутствия профессий в квалификационном справочнике в том понимании, в каком они реализованы в проекте».
Куда денется «привычный» учитель?
Как рассказал корреспонденту NN.RU заведующий кафедрой инновационных технологий менеджмента, руководитель проекта «Педагог будущего» Евгений Егоров, роль всем привычного педагога-предметника в образовательном процессе несколько видоизменяется. Основной задачей педагога становится не трансляция знаний, а навигация в предметной области.
Как уверяют в вузе, такое разделение труда не отменяет существующих представлений об учителе, а только существенно расширяет их. Учитель получает «дополнительный функционал».
В Мининском университете «педагогом будущего» видят суперпрофессионала в смежных дисциплинах, обладающего глубинными знаниями, а, главное, постоянно занимающегося научными исследованиями в профессиональной области.
При этом традиционный учитель физики-химии-истории останется в центре проекта, другие профессии призваны организовывать, сопровождать, контролировать, поправлять развитие обучающихся не столько в предметной среде, сколько в достижении личностных и метапредметных результатов образования.
Что за «тьютор» такой?
Тьютор будет отвечать за выбор учеником набора и степени глубины, изучаемых им предметов, его профессиональную ориентацию, индивидуальное воспитание и развитие в соответствии с особенностями личности ребенка. Тьютор, прежде всего, изучает самого ребенка и привлекает к этому процессу родителей, психологов, врачей, а также модераторов и корректировщиков.
Модератор создает и управляет образовательными программами и проектами, рассчитанными на совместную работу детей.
Корректировщик систематизирует образовательное пространство, предотвращает и решает возникающие в нем проблемы. Работает с детьми с ограниченными возможностями и сложными детьми, с девиантным поведением.
«Корректировщик, возможно, самая сложная профессия среди предлагаемых. Так как он должен иметь достаточный опыт работы в реальной школьной системе и отлично знать ее изнутри, чтобы уметь прогнозировать возникающие проблемы и находить нестандартные пути их решения, - размышляет Евгений Егоров. - Он должен понимать риски, возникающие в образовательном процессе, и урегулировать конфликты между участниками этого процесса. Но в процессе подготовки наши студенты получат базовые навыки прогнозирования, педагогической рискологии, медиации и так далее».
Таким образом, по мысли специалистов, создается принципиально новая система взаимоотношений в школе, в центре которой стоит ученик.
Как готовят педагогов будущего?
Первый выпуск учителей нового формата осуществится только в 2018 году. В дипломе будет указан традиционный профиль «Учитель истории и обществознания», студенты этого «двойного» профиля участвуют в эксперименте. А пока даже выбор стези «корректировщика» или «модератора» для ребят еще впереди. «Вместе с тем они будут обладать достаточным набором компетенций, позволяющим им реализовывать функционал новых педагогических профессий (тьютора, модератора, корректировщика) и развиваться в выбранном профессиональном поле, - продолжает руководитель проекта». Предложенная Мининским университетом система новых профессий, по словам Евгения Евгеньевича, это гибкая методология организации труда педагогов и выстраивания образовательного процесса отвечающего требованиям развития образования. Один педагог может совмещать в себе сразу несколько профессий. По словам специалиста, это зависит от места работы учителя: в малокомплектных школах функции разных профессий может взять на себя один учитель, а в крупных школьных комплексах новые профессии могут быть разделены еще глубже, в том числе по уровням образования. «А вот классные руководители в такой системе становятся не нужными, так как весь их функционал переходит к педагогам новых профессий и реализуется на гораздо более профессиональном уровне с более высокой степенью индивидуализации и ответственности», - уточнил специалист.
Как подчеркивают в университете, новый подход к организации педагогического труда требует изменить и подготовку учителей. Педагогов будущего по устаревшим технологиям уже не вырастишь. Среди нововведений: частичный отказ от привычной классно-урочной системы, больше практических занятий, проектных работ, игровых и компьютерных технологий. Некоторые новшества, по словам педагога, требуют даже изменений в сознании работников вуза.
Кстати, политика нижегородского вуза дает результаты. Отношение общества к профессии учителя, к получению педагогического образования меняется. Теперь в пед идут не только те, у кого кое-чего нет. В этом году, например, поступали абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ, средний составил 74,6.
Стали свидетелем интересного события? Знаете важную информацию, о которой не можете молчать? Сообщите нам об этом – news@news.52.ru – и об этом узнает весь Нижний Новгород.