Финансовый аналитик Евгений Зомчак рассказывает о проведенном анализе рынка нефти по результатам саммита стран- экспортеров 17 апреля 2016 года.
Исторические цены на нефть
Глубокие коррекции, когда цена пробивает подряд несколько психологически важных уровней (в этот раз $80, $60 и $50), происходят периодически - за последние 100 лет нефтяная индустрия перенесла не менее 7 серьёзных корректировок в сторону снижения, по масштабам (% падения от пика цены) сопоставимых с тем, что происходило в 2014-16 годах.
Из этого можно сделать вывод, что сила и болезненность последнего падения, что мы наблюдаем, закономерна: несмотря на то, как резко подешевела нефть (до $30 в январе), она всё равно стоит дороже средней цены за долгосрочный период - с 1981 года по сегодня средняя стоимость барреля нефти составляет около $34. Однако специфику придаёт то, что никогда ещё за всю нефтяную историю реальный уровень цен на нефть не был столь завышен, как c 2011 по 2014 (в июле 2014 года достиг $115).
Запасы, добыча
Сильный политический момент: большая доля государственных компаний, доминирующих в добыче нефти - Саудовская Аравия, Иран, Бразилия, Венесуэлла, Россия и другие страны, где доля государства в нефтянке или 100%, или хотя бы существенно выше 50%. Кроме государственных компаний, любая крупная нефтяная компания находится в очень плотном контакте с правительством.
Так вот, ограничивать производство, что являлось основной идеей саммита в Дохе, на большинстве разрабатываемых месторождений невыгодно: сам процесс ограничения, а также поддержания в работоспособном состоянии установок и дальнейшего восстановления добычи очень дорог; приличная доля становится неизвлекаемой; инвестиции «стоят».
В настоящее время в мире производится на 1,5 миллиона б/с больше потребления.
Спрос Китая
Спрос на нефть в Китае (флагмане азиатского региона и втором по величине в мире импортёре нефти) за 20 лет редко падал ниже 4% за год, в отдельные годы достигая роста чуть ли не в 15%. Но в последние пару лет темпы Китая не такие высокие из-за «перенапряжения» экономики (2015 закончен с худшим за четверть века ВВП в 6.9%), плюс накладывается усугубление экологических проблем.
Практически во всех развитых странах следующие процессы дают нулевой и даже отрицательный прирост: стимулирование снижения потребления нефтепродуктов и нефти, переход на более дешевый газ и уголь при производстве электроэнергии, быстрое развитие возобновляемых источников энергии, снижение литража гибридных двигателей на новых авто.
Что касается мирового спроса, то МЭА (Международная Энергетическая Ассоциация) снизила мартовский прогноз мирового роста спроса на нефть в 2016 году до 1.16 млн. баррелей в сутки (предыдущий прогноз – 1.25 млн. б/с).
Сланцевые разработки в США
Если 10 лет назад себестоимость сланцевой добычи была $150 долларов при цене нефти в $40 долларов, то в 2012, снизив себестоимость до $60-80 долларов при нефти в $90-100, передовые разработки «рванули». За 3 года c 2012 в штате Дакота добычу сланцевой нефти увеличили в 10 раз. Одновременно с ростом производства США начали снижать потребление нефти, так что импорт сократился ещё больше. С пикового чистого импорта в 12.5k б/с в 2005 году «лидер» мирового потребления в 2014 закупит на стороне всего 5.5k б/с.
Вышли данные о большем, чем ожидалось, увеличении запасов американской нефти: по сообщению Управления энергетической информации США, на 6.6 млн. за последнюю неделю (аналитики ожидали лишь ∆=1.85 млн.); общий объем запасов достиг 536.5 млн. баррелей.
Добыча нефти плотных пород снизилась только спустя 9 месяцев после старта падения цен в июне 2014; текущая (февраль’16) составляет 5 млн. б/с при новой себестоимости уже в $50 (снижение 35% с 2011). Если цены на нефть сохранятся на уровне ниже $40, то в конце 2016 года, согласно среднесрочному прогнозу МЭА, добыча снизится до 4.5 млн. б/c.
Встреча в Дохе. Итоги
Из ОПЕК вместе с Ираном в саммите не участвовала и Ливия, т. к. намерена заново нарастить добычу - в 4 раза до 1.6 млн. б/с, бывших до падения режима Каддафи и начала военных действий. Неожиданно «жёсткая» впервые за 15 лет позиция Эр-Рияда о том, что соглашения не будет без присоединения к решению о «заморозке» всех стран-экспортёров, очевидно, относилась к Ирану и, в меньшей степени, Ираку (рост ежемесячных объёмов добычи на 32% с июня’14). Хотя, справедливости ради, отсутствовала на встрече и Норвегия, крупнейший экспортёр нефти в Западной Европе (в прошлом году её добыча выросла на 4%, до 1,56 миллиона баррелей в день), а также Канада и США.
На сегодня среднегодовой дисбаланс нефтяных предложения и спроса ожидается в 2016 от 0.64 до 1.1 млн. б/с. Это при условии того, что члены ОПЕК прекратят нарушать установленную самим же картелем совокупную квоту 32.3-32.5 (до возврата Индонезии в организацию были 30 млн.). Среди основных пострадавших те, у кого нет возможности «нарастить» объёмы: Эквадор, Нигерия, Венесуэлла (особенно из-за политического режима), Ангола, ОАЭ, Оман, Алжир и Кувейт (вдобавок с 17 апреля бессрочная забастовка союза работников нефтехимической отрасли).
После предварительной февральской встречи и текущего «неудачного» саммита 17 февраля – обе краткосрочно «подогрели» котировки в их ожидании - новыми ключевыми точками отсчёта станут следующие переговоры в июне в Вене и рассмотрения итогового меморандума 20 октября в Москве.
Мнения аналитиков…
… разделились: за снижение на 10$ до $30 Всемирный Банк, британский Standard Chartered, японский финансовый холдинга Nomur, швейцарский банк UBS, американский Morgan Stanley и консалтинговое агентство по вопросам энергетики Wood MacKenzie. В прошлый понедельник МВФ пересмотрели свой прогноз на 2 ближайших года в сторону среднегодовых $35 в 2016 и $41 в 2017 (в октябрьском докладе упоминались $55). Среди оптимистов RBC Capital Markets, МЭА и сами ОПЕК, которые ожидают роста котировок со 2 половины 2016, прогнозируют $80 через пять лет, $160 к 2040 году, рост на 20% мирового спроса на сырьё и увеличение инвестиций в отрасль на $10 трлн.