Действующая транспортная система Нижнего Новгорода крайне неэффективна. Жители тратят на дорогу, в среднем, 45 минут. Столичные проектировщики оценили городскую инфраструктуру и рассказали, с какими изменениями общественный и личный транспорт города не умрёт в пробках, как минимум, ещё 14 лет.
Новый доклад о работе комплексной транспортной схемы изложил вчера, 23 мая, представитель компании-проектировщика Алексей Майоров. По словам руководителя отдела транспортного планирования НПО «Транспорт», в Нижнем Новгороде существует ряд проблем, ухудшающих работу общественного транспорта.
В первую очередь, это большое количество маршрутов-дублей. Как следствие, на конкретных участках, направлениях очень высокая конкуренция (в том числе крайне небезопасная: «гонки» автобусов). Во-вторых, многие маршруты – очень разветвлённые: автобус объезжает «дворы и переулки», чтобы собрать как можно больше пассажиров. В-третьих, общественный транспорт следует в общем потоке, часто опаздывает – как следствие, нижегородцы всё активнее покупают личные авто. Кроме того, транспортные предприятия часто нарушают режим работы: автобусы рано прекращают работу, не соблюдают график и путь следования. Стоит также отметить, что большинство муниципальных и частных автобусов не приспособлены для перевозки инвалидов.
Минусом общественного транспорта, по мнению проектировщиков, является также низкая «загрузка» нижегородского метро. На отдельных участках «подземка» должна стать основным видом перемещения пассажиров, и сделать это вполне возможно. Невостребованность метрополитена (в районах, где он есть) – следствие низкой мобильности («пересадочности», как сказал Александр Майоров) пассажиров - пользования разными видами транспорта. Причиной тому является отсутствие тарификации проезда с оплатой времени проезда (как, к примеру, в Москве). Никому не хочется платить 200%, 300% от стоимости поездки.
Чтобы решить перечисленные проблемы, проектировщики предложили ряд более-менее затратных мер. Проанализировав маршрутную сеть общественного транспорта, они определили наиболее и наименее востребованные участки пути и предложили разрывать маршруты там, где загрузка низкая. В местах, которые, наоборот, популярны у пассажиров, повысить «концентрацию» общественного транспорта. За счёт тарификации проезда (по времени) столичные проектировщики сочли возможным создать несколько пересадочных узлов на маршруте. Так, чтобы человек, к примеру, мог выйти из автобуса, пересесть на метро и продолжить быстро перемещаться по городу, огибая возможные пробки.
Общественный транспорт должен получить приоритет в движении, считают в НПО «Транспорт». У автобусов, троллейбусов должна появиться выделенная полоса, чтобы общественный транспорт стал реальной альтернативой частному.
КТС предполагает сокращение средней протяжённости маршрутов общественного транспорта примерно на 25% и снижение нагрузки на улично-дорожную сеть. За счёт повышения мобильности горожан повысится рентабельность метро. Вместе с тем, не метро, а скоростной трамвай является будущим Нижнего Новгорода. КТС до 2030 года предусматривает развитие системы рельсового транспорта. Вагоны будут следовать в новые районы, а также на автостанции (в частности, в Ольгино).
Ещё одно перспективное направление «разгрузки» городских дорог – вынос автостанций на периферию города (об этом чиновники говорили неоднократно, однако эти идеи так и не реализованы). В НПО «Транспорт» предлагают к 2018 году построить автостанцию на улице Сергея Акимова (микрорайон «Мещерское озеро») и сохранить существующие вокзалы с перераспределением пассажиропотоков (в частности, Канавинскую автостанцию). В срок до 2030 года КТС предполагает новую схему размещения автовокзалов: на Казанском шоссе, улице Сергея Акимова, в деревне Ольгино, в районе Парка культуры. Канавинская автостанция к этому времени будет ликвидирована (на её месте появится транспортная развязка).
Новые логистические зоны и новые предприятия, технопарки разработчики КТС предлагают создавать в районе Южного обхода. В перспективе весь транзитный транспорт должен направиться в объезд Нижнего Новгорода (основная проблема – направление Москва – Киров). Необходимо изменить работу нижегородского порта (производить отгрузку потребителям там, где это востребовано). Вероятно, новая площадка появится на Бору.
Свою роль должна сыграть интеллектуальная транспортная система. Она будет частично внедрена к ЧМ-2018 (на улицах в районе Стрелки) и включает системы автомобильной навигации, регулирование светофоров, оповестительные знаки (информационные табло). Сейчас люди, приходящие на остановку, часто не знают, на какой автобус могут сесть – не говоря уже о том, чтобы получить подробную информацию на сайте или с помощью мобильного телефона.
Как писал NN.RU, внедрение КТС, по примерным оценкам, обойдётся Нижнему Новгороду в 40 млрд рублей, или 2,8 млрд рублей в год.