Для руководителя требовательность является необходимым качеством. Без этого его просто не будут слушаться и воспринимать подчиненные. Однако получается это далеко не у всех. О том, какие препятствия стоят на пути сохранения дружеских рабочих отношений и необходимости потребовать от подчиненного наилучшего выполнения обязанностей рассказывает ведущий российский управленческий консультант и бизнес-тренер Павел Сивожелезов
Каковы скрытые мотивы упрямства подчиненных?
Нередко руководителями становятся те, для кого именно отношения с людьми находятся во главе угла (тип «интегратор» по классификации Адизеса, или модель «робкий» по матрице Рызова - Сивожелезова). Боязнь их испортить, страх, что подчинённый «обидится», мешает быть требовательным. У такого управленца возникает привычка просить, уговаривать, т.е. действовать только «по-хорошему». И даже периодические эмоциональные «выходы из себя» (чтобы доказать всем, что «я не слаб») сути не меняют.
Как быть, если в вашем подчинении находятся люди, достигшие высоких результатов, имеющие большие заслуги, пользующиеся поддержкой вышестоящего руководства? А если заслуженный – обидится, и станет искать другую работу? Или просто позиционировать «обиду» перед своими покровителями?
Известно, что любому работнику, даже самому ценному, присуща определенная степень лени. Задача руководителя так направить подчиненного, чтобы тот концентрировал свои усилия на дело, а не на обиды.
Разгадка «упрямства» таится в разных уровнях психологической силы и прочности между руководителем и подчиненным. Не имеющий жизненного опыта, неподкованный руководитель при необходимости требовать что-то от более психологически сильных подчиненных, часто оттягивает этот момент до последнего. А затем может попросить (а не потребовать), и нередко уступает.
А ведь такая ситуация плоха и для отдельного подчиненного, и для коллектива. Нестойкий руководитель как бы расхолаживает и дезорганизует работу.
Еще одна причина недостаточной требовательности - нехватка чувства внутренней правоты. У руководителя порой нет полной уверенности в том, что его требование справедливое и безошибочное.
Но, отсутствие в характере требовательности – не приговор! Это качество можно и НУЖНО развивать!
Как развить у себя требовательность?
Прежде всего, здесь действуют те же закономерности, что и при развитии любого навыка, делового или личностного качества:
1. Необходимо сформулировать отсутствие конкретного качества как проблему.
2. Переживать по поводу этой проблемы с такой глубиной и интенсивностью, чтобы возникло решительное желание эту проблему решить. После появления такого желания найдётся и время, и силы, и (если понадобится) деньги на решение. А также начнутся поиски способов решения.
3. Сконцентрировать свои усилия на ближайший месяц на решении только этой проблемы.
4. Усилить внутреннее внимание к себе, наблюдение за своим поведением, словами и мыслями. Внутренняя работа над этим качеством, анализ сказанного и сделанного должны идти с утра и до ночи.
5. Двигаться вперёд шаг за шагом, «стэп бай стэп», в своей области ближайшего развития. Не ставьте перед собой запредельных, невыполнимых сейчас задач. Лучше маленькие ежедневные шаги вперёд, чем надрыв при попытке сделать один гигантский шаг.
При развитии именно требовательности я бы рекомендовал также следующее:
1. Для начала не пытайтесь требовать слишком многого. Пусть требований будет немного, но каждое из них должно быть доведено до конца. Пусть это будет всего три или пять неукоснительных требований. Напишите их для себя, никому не сообщайте, что их так мало (ведь их количество потом может вырасти), но всегда доводите их до конца.
2. Если не уверены, что сможете преодолеть сопротивление (особенно более психологически сильного подчинённого), то лучше не требуйте, а спрашивайте, предлагайте, мотивируйте и т.д. Помните: невыполнение требования роняет авторитет! Поэтому если уж потребовали, то доводите дело до конца.
3. Выработайте силу безразличия (!), то есть представляйте как равноприемлемый альтернативный сценарий вашего поведения на случаи, когда подчинённый всё-таки откажется выполнять ваше требование или обидится, или начнёт угрожать чем-либо, или даже уволится. Пока вы боитесь его обиды или увольнения, требовать будет очень сложно.
4. Если вы готовитесь потребовать что-либо у подчинённых, пользующихся покровительством вышестоящего руководства, и есть прогноз, что они пойдут на вас «жаловаться», то, возможно, имеет смысл заранее заручиться поддержкой на этот случай у того самого руководства.
5. Наращивать степени мотивов и оснований для требования. Начинать лучше с самого лёгкого – внешних требований: «так требует вышестоящее руководство (бухгалтерия, клиент и т.д.)». Затем переходить к письменным нормам: «вы обязаны так делать, потому что это написано там-то». Затем переходить к устным договорённостям: «вы обещали, что…», к нормам техническим, экономическим, технологическим, нормам безопасности и т.д. Более высокие степени оснований – это ценности. Например: «клиент должен быть доволен, поэтому требую сделать…». Ну а самое сложное – это требовать что-то просто потому, что вы так хотите. Например: «я этого требую от вас, так как для меня такое ваше поведение обязательно».
6. Находить требовательные слова. Что-то требовать со словами «хотелось бы», «прошу», «неплохо бы», «желательно» и т.д. довольно сложно. Надо уметь произносить требовательные слова. Можно даже тренироваться перед зеркалом, произнося «необходимо», «обязательно», «надо», «требую», «запрещено», «недопустимо» и т.д.
7. Вырабатывать требовательный тон. Кроме того, что произносится, огромное значение имеет ещё и то, как это произносится. Тон должен быть требовательным, твёрдым, без улыбки, не мягким, не просящим, не уговаривающим. Со временем вы, конечно, освоите отдачу приказов в форме мягкой просьбы. И подчинённые будут знать и понимать, что никакая это не просьба на самом деле. Но до этого надо дорасти.
8. Тренировать требовательность в безопасных условиях лучше с теми, кто вас просто обязан слушаться в силу разницы статуса. У учителей и военнослужащих с требовательностью нет проблем, так как она натренирована на школьниках и младших по званию. Соответственно, вы можете развивать её как со своими детьми, так и с их друзьями, устраивая с ними совместные интересные развлекательные мероприятия. Договоритесь о правилах, а затем требуйте их соблюдения.
9. Ну и, конечно, прекрасным тренажёром для развития требовательности являются «Управленческие поединки».
Больше о развитии своих управленческих навыков и качеств, о работе с сопротивлением подчинённых вы сможете узнать на тренинге Павла Сивожелезова
«УПРАВЛЕНИЕ КАК ИСКУССТВО», который состоится 19 и 20 июля в Нижнем Новгороде.
Прохождение программы поможет вам развить ключевые управленческие навыки:
• Принимать правильные управленческие решения
• Делегировать подчинённым свои права и ответственность
• Поощрять и наказывать без премий и штрафов
• Устанавливать правильную дистанцию с сотрудниками
• Делать подчинённых самостоятельными и эффективными
• Выстраивать успешную систему материальной мотивации
• Избегать манипуляций со стороны сотрудников
• Добиваться от подчинённых своевременного и качественного выполнения заданий
• Развить навыки лидера
• Понять, каким вы хотите стать руководителем, и что вам нужно в себе развивать
Посмотреть программу тренинга
Стоимость участия от 5 500 рублей
Звоните сейчас: +7 (831) 230-55-44, 291-21-49, info@nspnn.ru
Организатор: Нижегородская Школа Продаж