В конце сентября в Нижнем Новгороде завершится социальная акция «Тайный пассажир». Как писал NN.RU, её цель – дать экспертную оценку качеству работы городского общественного транспорта.
Проведение мероприятия широкого анонсировало в СМИ региональное управление ГИБДД. Представителям нижегородских медиа предложили провести мониторинг оценить качество работы городских автобусов, маршруток, троллейбусов, трамваев по 18-ти критериям.
Во время рейса участникам акции предстояло заполнить анкету, указав дату и время поездки, вид общественного транспорта, а также его идентификационные данные (номер маршрута, госномер транспортного средства). Также в каждой анкете участник должен был подписаться, что "ручается за объективность экспертного мнения".
Корреспондент NN.RU попробовал себя в роли «тайного пассажира» и во второй половине сентября совершил несколько поездок с анкетой в руках. Объектом исследования стали муниципальные автобусы и маршрутки, поскольку ими нижегородцы пользуются чаще, чем электротранспортом. Поездки совершались, преимущественно, утром и днём.
Оценочная таблица предусматривала подтверждение/отрицание наличия следующих недостатков:
- внешний вид, информация («Наличие информации о маршруте, предпринимателе», «Неудовлетворительный внешний вид салона автобуса (загрязнения, повреждённые сиденья, оторванные поручни и так далее», «Курение водителя в салоне»);
- качество обслуживания («Наличие кондуктора в салоне», «Остановка в непредусмотренных местах», «Остановка вторым (и далее) рядом», «Открытие двери до полной остановки», «Начало движения с открытой дверью»);
- осторожность водителя («Использование водителем ремня безопасности», «Отвлечение водителя при движении на продажу билетов», «Разговор водителя по сотовому телефону во время движения»);
- нарушение водителем ПДД («Гонки» с другими водителями», «Резкие торможения», «Проезд на запрещающий сигнал светофора», «Непредставление преимущества пешеходу»),
- нарушение правил пассажирских перевозок («Отклонение от маршрута регулярных перевозок»).
Отдельная группа – это «Наличие в салоне пассажиров, не держащихся за поручни» и «Иное».
Корреспондент NN.RU заполнил анкеты по итогам восьми поездок: четырёх на частных автобусах (Т-24, госномер Н898МВ152; Т-34, госномер М107ЕК152; Т-68, госномер М819АТ152; Т-71, госномер Н417ЕО152), четырёх – на муниципальных (А-1, госномера АС86352 и АС15452; А-40, госномер АС17652; А-26, госномер АР65852). Результаты получились весьма предсказуемые.
Эмпирика
Внешний вид пазиков, попавших в нашу небольшую выборку, оказался, в основном, лучше, чем у муниципальных автобусов. Маршрутки Т-24, Т-71 были новыми (относительно недавно оба предпринимателя заключили новые договоры с дептрансом и взяли новый подвижной состав). Т-34 был весьма грязным, рычал, набирая скорость, и подпрыгивал на неровностях дороги. Т-68 также не хватило чистоты: в салоне явно не убирались, на полу валялись билеты. Вместе с тем, никаких оторванных поручней не было – разве что продавленные сиденья.
Муниципальные автобусы выглядели как братья-близнецы: старые, грязноватые, с ободранными поручнями и клеем от содранной рекламы на потолке. Корреспонденту NN.RU не попался ни один новый ЛиАЗ – вероятно, в целом впечатление было бы лучше. Примечательно, что ни в одном социальном автобусе не было копии лицензии и страховки, контактов страховой компании (в неё следует обратиться в случае ДТП), как будто их и вовсе нет. А вот в маршрутках, наоборот, такие сведения были — копии обычно наклеены на стенке за водительским сиденьем.
Качество обслуживания в автобусах НПАТ явно лучше, чем в маршрутках. В первую очередь, потому, что ни в одном из пазиков кондукторов не оказалось. А вот в муниципальных автобусах они, наоборот, имелись. Как следствие, водители НПАТ не отвлекались на выдачу сдачи и билетов. Они проявляли аккуратность при посадке/высадке пассажиров. Впрочем, маршрутки при «тайном пассажире» тоже не «грешили»: никто из водителей не «выкидывал» людей на ходу, не ехал с открытыми дверьми.
Осторожность водителей. Ни водители пазиков, ни водители муниципальных автобусов не курили за рулём. На ремень безопасности корреспондент NN.RU обратил внимание лишь однажды: когда стоял у водительской кабины. У одного сотрудника НПАТ ремня на груди не было.
Нарушением ПДД ни те, ни другие водители не «отличились»: никаких проездов на «красный» или гонок с конкурентами. А вот резкие торможения несколько раз совершали водители НПАТ. При этом не все пассажиры использовали поручни: пара студентов держалась на ногах, упираясь в металлические трубки спиной. Одна пожилая женщина едва не упала, не успев вовремя занять свободное место.
В нарушении маршрута никто из водителей также не был замечен: утром и днём (до пяти часов) между улицей Карла Маркса, площадями Горького и Свободы, Нижегородской ярмаркой транспорт двигался без изменений.
Теория
Каждый из жителей Нижнего Новгорода, который добирается на работу на общественном, а не личном транспорте, накопил достаточной опыт, чтобы опровергнуть практически каждый из выводов, сделанных по итогам восьми поездок. Опираясь на впечатления от сотен рейсов в маршрутках и автобусах, он уже обзавёлся собственной теорией насчёт работы ОТ.
Практически любой возразит, что частники регулярно устраивают гонки, открывают двери на ходу, курят за рулём, грубят и не следят за чистотой и порядком в автобусе. Таких сообщений на форумах NN.RU регулярно появляется множество. Известны борьбой за пассажира водители Т-71 и ИП Каргин, а также другие сормовские маршрутки, которые ездят практически по одному и тому же пути.
Обычным является отклонение перевозчиков от установленного маршрута. В частности, на Мещере водители регулярно сворачивают во дворы на улице Сергея Акимова (вечером, особенно в пятницу, там огромные пробки в направлении Борского моста), а также едут к конечной «Седьмое небо» не по Мещерскому бульвару, а по улице Карла Маркса. Нередко водители совещаются с пассажирами: как скорректировать маршрут, чтобы всем было удобно добраться до дома.
Чтобы поскорее завершить поездку, водители созваниваются с напарниками, успевая при этом управлять автобусом. Кто-то при этом отсчитывает сдачу: маршруток с кондукторами в городе единицы. Проезд на «красный», «подрезание» конкурента на остановке – типичная утренняя (в час пик) и поздняя вечерняя история. На Московском вокзале, площади Свободы автобусы встают в два, а то и три ряда, высаживая пассажиров где придётся.
Критика
Непонятен принцип, по которому отбирались критерии оценки перевозчиков. К примеру, одному взыскательному «тайному пассажиру» салон может показаться грязным, а другому, привыкшему к рутине, - обычным, не лучше других. Один горожанин с анкетой сочтёт езду слишком опасной, а другой может и не обратить на резкие остановки внимания. Неясно, к чему в анкету был занесён вопрос о наличии ремня у водителя (как это связано с качеством перевозок?), а также о том, держатся ли пассажиры за поручни (мы же оцениваем работу общественного транспорта, а не пассажиров). В любом случае, для того, чтобы делать какие-то выводы на основе анкетирования, нужно иметь большой материал для исследований: как минимум, пятьсот разных анкет для автомобильного транспорта.
Более логичной кажется оценка общественного транспорта на соответствие федеральным законам: наличие собственной стоянки, проверка водителей и автобусов перед рейсом, наличие лицензий и маршрутных карт и, главное, соблюдение графика (работа в ранние утренние и поздние вечерние часы). О том, насколько аккуратно ездят перевозчики, больше скажет не анкетирование, а оперативные данные ГИБДД. Но поскольку акцию организует не Госавтоинспекция, а движение «Общероссийский народный фронт», можно предположить, что цели – получить экспертную оценку, у организаторов на самом деле и не было. Хотя бы потому, что в Нижнем Новгороде нет журналистов, являющихся экспертами в сфере пассажирского транспорта.
Вместе с тем, стремление получить большой массив данных и составить более-менее подробную картину похвально. Хотелось бы, чтобы акция была не обычным пиаром, а началом более серьёзной работы.
Есть интересные новости, а мы о них не знаем? Хотите поделиться мнением, фото, видео? Пишите нам – news@news.52.ru – и об этом узнает весь Нижний Новгород.