18 октября администрация Нижнего Новгорода разместила на сайте госзакупок информацию о выборе подрядчика, который выполнит проект интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Эта система, предусмотренная комплексной транспортной схемой (КТС), позволит управлять дорожным движением в городе.
Проект «ЧМ-2018»
ИТС (она же АСУДД, автоматизированная система управления транспортными потоками) - часть проекта по внедрению Комплексной транспортной схемы (КТС). Оперативное управление транспортными потоками потребуется, в частности, во время проведения матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда на короткий период повысится востребованность отдельных направлений (аэропорт, Стрелка). В целом ИТС нужна городу, чтобы «разгрузить» дороги, ориентировочно, на 20%.
Как следует из документации на сайте госзакупок, подрядчик должен разработать проект создания центра управления дорожным движением, модернизации светофорных объектов и необходимого периферийного оборудования, а также внедрения специального программного обеспечения ИТС. Максимальная цена контракта - 25 млн рублей. Дата рассмотрения и оценки заявок в конкурсе – 7 ноября. Работа должна быть выполнена до 31 декабря.
О создании интеллектуальной системы управления транспортными потоками департамент транспорта и связи рассказывал неоднократно. Вчера, 24 октября, об ИТС упомянул глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов. Градоначальник предположил, что реализация проекта будет осуществляться за счёт государственно-частного партнёрства. По информации газеты «Коммерсантъ», стоимость внедрения системы оценивается в 1,8 млрд рублей.
Как в «Яндекс. Пробках»
В техническом задании на сайте госзакупок описана работа и структура ИТС. Физически она будет представлять собой комплекс: серверное, коммутационное оборудование, рабочие места операторов, средства отображения информации (видеостену), систему хранения данных, систему бесперебойного питания. ИТС должна интегрироваться с существующей системой управления дорожным движением, системой «Безопасный город», а также информационными табло.
Степень загруженности участков дорог будет отображаться в виде графики (цветной карты). Информация будет обновляться в автоматическом режиме (в зависимости от состояния транспортных потоков). «Основой среды передачи данных должна являться широкополосная частная (закрытая) виртуальная сеть связи (IP VPN), отделяемая от интернета на логическом и транспортном уровнях. Передача данных должна обеспечивать отображение информационного потока в режиме реального времени», - говорится в техзадании.
ИТС должна не только отражать реальную картину, но, главное, изменять ситуацию на дорогах посредством загрузки заранее созданных сценариев работы светофоров. Система управления может быть координированной (с заранее заданным сценарием) и адаптивной (в зависимости от ситуации). Мониторинг будет проводиться в автоматическом (программой) и ручном режимах (операторами).
ИТС включает несколько различных подсистем: интеграции, мониторинга параметров транспортных потоков, управления движением, видеонаблюдения; приоритетного пропуска ГПТ (городского пассажирского транспорта); информирования участников дорожного движения; метеомониторинга; управления парковочным пространством; связи и передачи данных.
Важное условие разработки ИТС – надёжная система защиты от взлома. По завершении работ подрядчик должен обеспечить трёхлетнюю гарантию на проектно-сметную документацию.
Подобие ИТС существует. Но неважное
В усечённом виде ИТС существует, однако она неэффективна. Первая проблема связана, в первую очередь, с обветшавшей «матчастью». По неофициальным оценкам, два года назад не функционировало около четверти городских светофоров. Из-за низкой скоординированности объектов совокупный КПД составлял порядка 30%. Можно предположить, что за два года ситуация только ухудшилась.
Вторая проблема – это механизмы отслеживания транспортных потоков. В частности, пассажирского транспорта. В настоящее время чиновники обсуждают подключение перевозчиков к единой диспетчерской системе. Но как им это удастся сделать легально, пока остаётся загадкой. Как известно, такая попытка уже была, но она не увенчалась успехом. Как писал NN.RU, в 2013 году мэрия принуждала частных перевозчиков подключаться к МУП «ЦДС», чтобы, в частности, следить за перемещением частных и муниципальных автобусов, получая данные с датчиков ГЛОНАСС/GPS. Перевозчики это требование оспорили: официально – из-за относительно высокой стоимости услуг ЦДС. Неофициально – из-за нежелания быть под постоянным контролем.