В преддверии юбилейной даты — 200-летия со дня рождения великого живописца Ивана Айвазовского — Нижегородский художественный музей открыл свои запасники и представил произведения известных русских художников-маринистов: Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Льва Лагорио и других художников, которых вдохновляло море.
Выставка занимает два зала. В одном представлены картины Ивана Айвазовского, написанные в разные периоды творческой жизни, с 1848 по 1878 год.
Второй зал выставки объединил картины ближайших последователей Айвазовского, занявших почетные места в истории русской маринистики – Алексея Боголюбова, Льва Лагорио, Михаила Алисова.
Представленные произведения – из собрания НГХМ. Большинство из них находится в закрытом хранении и после выставки они опять отправятся в фонды музея.
Все работы Айвазовского оказались в музее из нижегородских источников. Например, одна из картин попала из доходного дома Абмелек-Лазоревых, улица Рождественская, 46. Там в 1918 году был найден клад. В замурованной комнате в числе многих драгоценнойстей были живописные полотна и, в частности, работа Айвазовского.
Если осмотреть выставку общим взглядом, то можно увидеть что в экспозиции представлены лунные ночи, восходы и закаты. То есть это картины, где явно виден источник света. И сам Айвазовский называл эти свои произведения лучшими. Потому что именно свет одухотворяет и море, и небо, и несет созидательную силу.
Ночь на черном море — работа зрелого Айвазовского. Чтобы правильно воспринять морской пейзаж, вначале нужно посмотреть на источник света, на луну. И как бы напитаться лунным светом. Потом уже скользить взглядом по облакам, воде и остальным деталям. Таким образом и создается ощущение лунного света. Между прочим, так советовал делать сам Иван Константинович.
Берега Долмации — это закат Солнца. Самая ранняя на выставке вещь.
"Золотой Рог". На картине изображен Константинополь, один из любимых городов художника.
– Это очень хорошая возможность показать, чем обладает наш музей, — отметила старший научный сотрудник отдела отечественного искусства Слепченкова Наталья, — Эта выставка необычна тем, что ни разу в таком объеме наш Айвазовский (работы, принадлежащие НГХМ, — прим. NN.RU) не показывался. Кроме того, второй зал состоит из работ последователей Айвазовского. Многие из них экспонировались только один раз. И новый состав музея - сотрудники, работающие 5-7 лет - до выставки даже не видели их сами.
Работы маринистов можно посмотреть до 2 апреля.
Также в музее новый подход к оформлению постоянной экспозиции. Стены залов окрасились в разные цвета: Рерих — темно-синий, Кустодиев — светло-зеленый.
На красных стенах разместились авангардисты.
- Раньше цвет был один на втором этаже: серые стены. А сейчас эти новые цветовые сочетания дают как-то по новому посмотреть на работы,- отмечают сотрудники музея, — помогают усилить эмоциональное воздействие тех или иных работ.
Фото: Наталья Бурухина