Почти 4 млрд рублей получила Нижегородская область на завершение строительства долгожданного нового Борского моста. Автомобилисты и дальнобойщики поедут по нему уже в июле этого года. Еще почти 200 млн руб. нашему региону выделили на дороги – в счет компенсации недополученного за минувший год транспортного налога, который при появлении «Платона» отменил для дальнобойщиков Президент Владимир Путин.
Деньги на мосты и дороги – это как раз те самые средства, собранные с помощью «Платона» – системы взимания платы с большегрузов, действующей с конца 2015 года на всех федеральных трассах. За использование этих дорог предприниматели-перевозчики платят покилометровый тариф. Сейчас он льготный, правительство снизило его более чем вдвое с момента запуска «Платона» – с 3,73 рублей до 1,53 рублей за км. И только теперь тариф будет постепенно возвращаться на прежний уровень, в частности с 15 апреля, как говорится в опубликованном правительственном постановлении, тариф составит 3,06 рублей.
По заявлениям чиновников, возврат к начальному тарифу позволит отремонтировать еще больше дорог и мостов. За минувшие полтора года с помощью «Платона» в дорожный фонд собрали более 22 млрд рублей. На эти средства в прошлом году в 40 городах и регионах отремонтировали более 1000 км дорог, по которым ездят в том числе и большегрузы. Будущие сборы также распределены на строительство 7 мостов, таких как новый Борский, и на ремонт 24 аварийных путепроводов, которые без этих дополнительных вливаний от «Платона» восстановили бы только лет через десять. За качеством ремонта и строительства обещают следить общественники и ассоциации перевозчиков.
Точно такие же системы как «Платон» действуют давным-давно во многих странах. Даже у ближайших к нам соседей, белорусов, перевозчики платят до 10-12 рублей за километр с фуры, поэтому и дороги там стали намного лучше, о чем часто говорят сами водители.
Сегодня в «Платоне» по всей стране перевозчики зарегистрировали свыше 800 тысяч большегрузных машин, из которых 14 тысяч фур в собственности нижегородских предпринимателей. Да, «Платон» не нравится некоторым предпринимателям-дальнобойщикам. Эксперты при этом отмечают, что «Платон» вызывает недовольство только у «серых» перевозчиков, и система не просто собирает деньги на дороги, но и наводит порядок на рынке грузоперевозок, где десятилетиями для ведения бизнеса было достаточно только наличия водительских прав, где по-прежнему большая часть коммерческих грузовиков оформлена на физических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей, не говоря уже о компаниях. И, кстати, назвать перевозчиков «малым» бизнесом достаточно трудно. Фура с прицепом, действительно пригодная для дальних маршрутов, стоит сегодня ни много ни мало от 5 до 10 миллионов рублей. Куда больше, например, маленькой пекарни, оборудование которой предпринимателю обходится в миллион рублей, а контроля там гораздо больше.
«С точки зрения развития рынка система «Платон» выводит из тени огромное количество перевозчиков, которые ранее нигде не фиксировались, налоги не платили. А теперь в результате введения «Платона» мы знаем, кто у нас перевозчики», – говорит директор центра экономики транспорта ВШЭ Татьяна Кулакова. По ее словам, «конкуренция в результате приобретает цивилизованный характер, теперь фактически остаются только перевозчики, которые платят реальные налоги и зарегистрированы в «Платоне».
Как поясняет директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин, нишу недобросовестных будут занимать те, кто готов работать по правилам. Эксперт отмечает, что «Платон» вызывает панику у перевозчиков, которые налоги платить не привыкли.
До «Платона» дороги ремонтировались, содержались и строились по большей части за счет 40 миллионов рядовых автомобилистов, а не бизнесменов-перевозчиков, чьи фуры оказывают большую нагрузку на дороги, в сравнении с легковыми машинами. Американские исследователи рассчитали, что проезд одной фуры равен по нагрузке на основание дороги проезду от 10 до 60 тысяч легковых машин. При этом у нас перевозчики освобождены от транспортного налога, и акциз на дизельное топливо вдвое ниже акциза на 92 или 95 бензин. И только с помощью акциза нельзя справедливо распределить плату соразмерно нагрузке на дорогу, расход легковушек лишь вдвое-трое ниже современных фур. Кроме того, дизелем заправляют не только большегрузы, но технику, которая никогда на дороги не выезжает. Получается, что перевозчики на 12-тонных машинах, которые зарабатывают на использовании автотрасс, только с запуском системы «Платон» начали платить за использование дорожной инфраструктуры. В принципе так же, как платят перевозчики на других видах транспорта – на железной дороге и в авиации.
Есть мнение, что плата за использование дорог может вызвать рост цен на прилавках магазинов. Но такая оценка, как правило, не подкрепляется хоть какими-либо расчетами. Транспортная составляющая для большинства перевозимых товаров составляет от 2 до 10%. А «Платон» даже при тарифе 3,06 рублей – это максимум десятая часть от всей этой транспортной составляющей, подчеркивают эксперты. Если рассмотреть дорогостоящие товары, то доля транспортных расходов еще ниже. В результате получаются доли процента или несколько копеек в цене товаров. Даже если просчитывать влияние платы за дороги на целую цепочку доставки при производстве одного отдельно взятого продукта, то оно не превышает десятых долей процента. На цены продуктов «Платон» и вовсе не влияет: по данным статистики, доля продовольственных товаров среди грузов, перевозимых на большегрузах, составляет только 8,5%. Натуральное молоко же, например, не возят на несколько тысяч километров, как и хлеб в магазины у наших домов доставляют не на 12-тонниках.
При всех доводах за и против, один аргумент сегодня выглядит «железобетонно» – это реально построенные и отремонтированные мосты и дороги на первые средства от системы «Платон», в том числе и в нашей Нижегородской области.
***
В публикации использованы комментарии: