В этом году речному порту в Нижнем Новгороде исполняется 85 лет. Большой структуры, которая была создана в СССР, больше нет. Остались лишь небольшие промышленные участки бывшего Нижегородского порта на Оке и Волге. Порт остался в памяти людей…
В 1920-е годы советское правительство поставило задачу: «Для передачи грузов с воды на рельсы и обратно необходимо разработать и построить ряд речных портов…» В том числе, говорилось, что порт должен быть оборудован и в Нижнем Новгороде.
В это время было более 30 неблагоустроенных причалов. Перегрузочные работы выполнялись вручную или с помощью простейших механизмов – транспортеров, лебедок…
Приказом Народного комиссариата водного транспорта №94 от 7 марта 1932 года в г. Горьком был образован Нижегородский речной порт. В ноябре был переименован в Горьковский речной порт.
В 1934 г. на Стрелке началось строительство первых на Волге благоустроенных причалов с вертикальной причальной стенкой из бетонного монолита на свайном основании. В 1939 г. причальная стенка протяженностью 440 метров была введена в эксплуатацию с двумя крытыми двухэтажными складами и подъездными железнодорожными путями.
В начальный период развития порта вопросами механизации перегрузочных работ занималась группа под руководством инженера Н.Н. Кабачинского.
В 1936 г. на Сибирские пристани поступили первые паровые плавкраны типа «Старый бурлак» грузоподъемностью 1,5 т – всего три единицы. В 1939 г. введены в эксплуатацию четырех портальных крана «Кировец» грузоподъемностью 2 т. Порт становится пунктом перевалки грузов с железной дороги на воду и обратно.
К концу 1940 года порт имел шесть плавучих кранов грузоподъемностью 1,5 т типа «Старый бурлак», четыре портальных крана «Кировец» грузоподъемностью 2 т, 69 ленточных транспортеров, 27 электрокаров, три электротягача, два штабелеукладчика и др.
Построенный при Советской власти Горьковский порт стал одним из самых крупных на Волге.
В послевоенное время особое внимание было уделено горьковским портовикам. Достаточно сказать, что из 22 млн 600 тысяч рублей, ассигнованных на восстановление портов и пристаней Волги, более двух третей (15 млн) выделялось Горьковскому порту. Порт усиленно оснащался техникой: четыре портальных, восемь плавучих кранов, 12 автоэлектропогрузчиков. В 1950 г. получен первый плавучий кран «РМЗ» №7 грузоподъемностью 3 т с двухбарабанной лебедкой. Для сыпучих грузов начали внедряться грейферы. На перегрузке тарно-штучных грузов стали применять контейнерные площадки.
К 1957 г. порт имел 18 причалов, в том числе 4 крупных современных причала с железобетонными стенками, протяженностью около 450 погонных метров. Общая протяженность его причального фронта составляла свыше 1800 погонных метра.
На 1 января 1957 года в порту насчитывалось 228 перегрузочных машин и механизмов. Из них кранов— 41, ленточных транспортеров—56, автоэлектрокаров— 65, автопогрузчиков — 25 и прочих механизмов — 86 штук.
В результате мощного развития материально-производственной базы речного транспорта грузооборот Горьковского водного узла за 1925-1956 годы вырос с 1,5 млн до 5 млн т.
Все последующие годы, вплоть до начала 1990-х, неизменно увеличивая объемы переработки грузов, Горьковский порт прочно удерживал звание одного из мощнейших речных портов страны. 1994 г. – Нижегородский порт преобразован в ОАО «Нижегородский порт».
Предприятие ОАО "Нижегородский порт", фактически управлявшее грузовым речным портом, в 2017 году проходит стадию ликвидации. Последняя запись в ЕГРЮЛ внесена 27 февраля 2016 г., причина: признание судом ЮЛ банкротом и открытии конкурсного производства.
На Стрелке, где располагался порт, ведется строительство стадиона для чемпионата мира по футболу 2018 года и планируется благоустройство территории.
Использованы материалы из книги С. И. Прохорова "Промышленность и транспорт Горьковской области 1917-1957" (Горьковское книжное издательство, 1958 г.) и группы "Музей речного флота" в социальной сети (Галина Абаева).