На этом месте должен был быть совсем другой текст. Оптимистичный, легкий, написанный с улыбкой. Но вчера произошел взрыв в метро Санкт-Петербурга. И веселый и легкий текст был бы сегодня кощунственным. Есть боль, которую нельзя не замечать. Есть горе, которое невозможно пережить. Оно так и остается – в сердце. А время лишь притупляет его остроту.
Они просто сели в метро – десятки петербуржцев. Кто-то ехал с работы домой, кто-то – на учебу, кто-то – на деловую встречу, а кто-то, наверняка, на свидание. Весна же! Хочется петь, любить и обнимать весь мир. А может быть, это была влюбленная пара – они сидели в вагоне, и целовались, и делали вид, что не замечают осуждающих взглядов серьезной дамы, чья студенческая юность закончилась еще до того, как родились их мамы и папы…
А потом – взрыв.
Одно мгновение.
Секунда – и вагон, в котором ехали пассажиры, отделил их от мира. Кто-то пострадал. Кто-то нет. Но они все стали жертвами взрыва. Все – и их родственники, друзья, любимые… А для кого-то этот поезд стал последним…
О трагедии будут еще много говорить. Поддерживать родственников пострадавших «всем необходимым» (им необходимы их дети, родители, мужья, жены, которые ехали в том вагоне, это единственное, что им сейчас надо!), расследовать причины произошедшего.
Все это важно.
Но я хочу поговорить о любви.
Ударная волна от взрыва достигла всех нас. Кулаком толкнула в сердце. Остановила дыхание. Человеческая жизнь оказалась такой хрупкой. Как такое возможно? Ты только что говорил с человеком по телефону, сказал ему: «Ну, пока!» А через десять минут звонишь, и звонишь, и звонишь на этот же самый номер, и уже понимаешь: не дозвонишься. Абонент не отвечает или временно недоступен. И ты знаешь, что не временно. Всегда теперь недоступен. А ты не успел сказать, что его любишь.
Обнимите своих родных – прямо сейчас. Позвоните им – сразу, как только дочитаете эту фразу. Скажите им: «Как хорошо, что ты есть».
Любовь – единственное, что спасает нас в моменты страха, боли, горя, отчаяния. Невозможно слишком часто говорить «люблю». Но можно сказать слишком мало – и уже не исправить это.
Никто не знает, как сложится его жизнь. Никто не может гарантировать себе спокойного и предсказуемого счастья. Но каждый из нас может дать своим родным столько любви, сколько они заслуживают. Здесь и сейчас.
Обнимите их. Особенно сегодня.
Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»