На днях в лобби нижегородского областного законодательного собрания, которое находится в известном всем месте - прямо напротив мужского туалета, в сотый или пятисотый раз услышал, что «губернатор Шанцев уходит». Как полагается, сведения были «самые свежие и самые точные».
Думаю, что если Шанцев уйдет, то кластеру политтехнологов будет весело и денежно, а вот остальным фигурантам околополитической сцены не позавидуешь.
Не буду говорить про население, потому что у него-то с уходом Шанцева точно ничего не изменится. Разве что восприятие действительности станет чуть другим. Если придет «мужик твердый, волевой, решительный» - население в большинстве своем скажет «ну наконец-то» и примет новичка. Если придет «никакой» - реакция будет «не повезло», и население будет заниматься своими ежедневными заботами, пропуская мимо все, что связано с региональной политикой.
Другое дело - истеблишмент. Те, кто вовлечен в экономическую/политическую игру и кто имеет возможность хоть как-то влиять на перемещение фигур и капиталов на региональной шахматной доске. Для них приход «мужика твердого, волевого, решительного» не есть хорошо. А если еще не дай бог, этот «волевой, решительный» окажется «неместным» и с серьезным кредитом доверия из центра – это сродни катастрофе.
Давайте попробуем создать проекцию «100 дней после Щанцева» без вуали политкорректности и в режиме «новый губернатор сильный, волевой, решительный».
Представим себя на месте «волевого, решительного». Пришли вы в регион и буквально с порога видите картину, что у вас в наличии несколько центров экономического и политического влияния, среди которых один уж больно сильно выделяется. Там все неплохо отлажено, инвестиционный портфель и список проектов как на подбор, перспективы на десятки лет вперед. В общем, как в лучших экономических учебниках. Скажите-ка: если вы «волевой, решительный» и у вас есть высокий кредит доверия сверху – какая «мысль №1» придет вам в голову?
Думаю, что «мысль №1» понятна любому. Именно поэтому уже долгое время не могу взять в толк, зачем сотни подстрекателей пытаются спровоцировать прямое боевое столкновение между зданиями нижегородского Кремля. Зачем куча людей хочет отправить Шанцева из региона?
Понятно, что мелкие клерки тупо и нахально мечтают отжать какой-то свой местечковый интерес. Ясен их расчет на кадровые ротации или на кусочек бюджета, случайно выпавший прямо на их счастливые головы. Но ближайшая-то свита какого черта ушла в военный процесс? Где инстинкт самосохранения?
Вариант, когда новый губернатор «никакой» и вовсе ужасен. Я бы даже сказал, что такой вариант более кровав (опять же применительно не к населению, а к истеблишменту).
В случае проекции «губернатор никакой» программа «100 дней после Шанцева» превращается в вечную тягомотину без сердцевины. При таком раскладе клановые войны взорвут спокойствие Нижегородского кремля с такой мощью, которой никто ранее не видел.
Нет, поначалу-то все будет тихо. Самый сильный и самый ловкий обязательно окажется рядом в качестве главного консильери. Но наиболее мощные взрывы – внутренние, а не внешние. «Свита делает короля», - все слышали это выражение, только значение слова «делает» все понимают по-разному. В 100% случаев свита «делает» короля буквально, как только тот хоть немного расслабится. Уверен, что нижегородский регион не исключение из правил. Все будет, как и везде – свита сначала кулуарно, а затем и публично линчует короля. После этого звание самого сильного волка в стае будет переходить от одного «загрызенного» к другому. Сомневающимся не стоит сильно копаться в учебниках истории – достаточно позвонить знакомым в пару регионов РФ, где только что на смену губернатору-тяжеловесу явился молодой, но «никакой» - вам все расскажут.
Теперь к разделу «итого». Зачем весь этот драматургический памфлет? А затем, что хватит приходить, ныть, зудеть, интриговать и подстрекать. Это я к свите, а не главным фигурам.
Главные фигуры все равно данный текст не прочтут. Иначе для чего столько свиты на информационных фильтрах? Пусть частичка текста хотя бы на час застрянет в их мозговых фильтрах. Может, тогда вспыхнет нечто вроде кнопки «перегрев». Хватит разжигать костер - загорятся ваши начальники и вы тоже вместе с ними. Это не какая-то там литературщина. При смене власти и перенарезке пирога реально кто-то может оказаться на улице или в тюрьме. А самолетов и вертолетов у вас нет, только долги и кредиты – даже сбежать не успеете. Да и еще: вы же, наверное, догадываетесь, что где-то рядом всегда ходит десяток-другой, которые только и ждут, когда вы напартачите.
В общем, вариант «Если Шанцев уйдет…» для свиты и элиты, на мой взгляд, не совсем хороший. Вместо программы «100 шагов после Шанцева» нижегородскому истеблишменту надо бы, наоборот, готовить и пестовать проект «100-летие Шанцева на посту губернатора».
У кого еще в мире есть 100 летний губернатор? Долгожители японцы сдохнут от зависти! Будет нам международный успех и признание…
Максим Сучков, политтехнолог, трабл-шутер, лауреат Национальной премии Российской Ассоциации Политических Консультантов (РАПК) 2016.