Ведущий уже объявлял мою фамилию, а я все еще думал – с чего начать речь? Что сказать двум тысячам людей, которые, несмотря на холод и ветер, пришли на спортивный праздник? Они смотрели на меня – две тысячи человек. Смотрели, переглядывались друг с другом, держали за руки детей - и улыбались.
Я взял микрофон и стал говорить.
- Нормальные люди в такую погоду сидят дома, лежа на диване смотрят телевизор, пьют чай или еще чего погорячее… а вы ненормальные! - сказал, и по глазам понял: они догадались, о чем я.
- Да, да – вы ненормальные! - продолжил мысль. - Только ненормальные люди смогли прийти сюда сегодня, привести с собой детей, кто-то даже приехал издалека. И ради чего? Просто пробежать марафон, порадоваться за успехи друг друга. Но вот что я вам всем скажу, друзья. Настало время ненормальных людей, и это ваше время! Тех ненормальных, которые не боятся поднимать свою "пятую точку" с дивана и идти заниматься спортом. Кто уверенно берет инициативу в свои руки и с улыбкой принимает вызовы жизни. Тех ненормальных, которые не задумавшись бросятся в ледяную воду спасать незнакомого человека, пока другие охая и вздыхая стоят на берегу. Вы, проснувшись рано утром, встали – и пришли сюда, чтобы бегать кроссы и марафоны. И вы счастливы. Это ненормально. Но именно это приведет вас к успеху. А «нормальность» тех, кто живет в окружении дивана и телевизора сохранит им разве что предсказуемую стабильность. Диван в их жизни будет всегда. И телевизор тоже. И больше, в общем-то, ничего.
Не знаю, почему так случилось, но «нормальность» в нашем обществе все чаще становится синонимом серости. Нормальный человек всегда ведет себя как положено. Он не прыгает через лужи, не замечает на асфальте пузырики «грибного дождя», не скатывается первым с ледяной горки под смех и визг детей. Он не путешествует автостопом, не начинает рискованных проектов… У него миллион рамок и условностей. Их так много, что нормальный человек может всю жизнь прожить на рефлексах: все решения за него будут принимать принятые в обществе догмы и правила.
Нормального человека очень удобно использовать во время социологических опросов. Спросил его одного – и можешь больше ни к кому с вопросами не приставать, все равно его слова окажутся «средней температурой по больнице».
Если бы я был нормальным, мне уж точно пришлось бы провести жизнь дома – потому что нормальные люди на инвалидных колясках не открывают свой бизнес, не создают общественные организации, не проводят тренинги и не приветствуют участников марафона.
Хочу ли я быть нормальным? Конечно, нет.
Легко ли быть ненормальным? Пожалуй, да.
С одной стороны, это сложно. Нет рамок – значит, каждое утро перед тобой открывается широчайшее поле деятельности. Выбрать свою дорогу, не ошибиться, пойти в правильном направлении – ты делаешь это сам, и только тебе нести ответственность за свой выбор.
Нет рамок – значит, нужна сила воли. Чтобы заставлять себя вставать в шесть утра, мчаться в другой город, спешить с одной встречи на другую, работать за полночь, а следующим утром – снова ранний подъем.
Нет рамок – значит, каждое решение приходится продумывать, а не действовать «как исторически сложилось».
Но это очень легко и весело.
Быть хозяином своей жизни, строить умопомрачительные планы – и «сбывать» их, мчаться навстречу мечте и чувствовать, как за спиной вырастают крылья – с восторгом, который испытываешь в такие моменты, мало что сравнится.
Поэтому – да, я ненормальный.
И команда «Ковчега» именно такая.
И нас, таких, много.
И это здорово.
Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег».