Дети очень впечатлительны и эмоциональны. Любое неосторожно брошенное взрослым слово может обернуться фобией на всю жизнь. Так выяснилось, что юные нижегородцы боятся Щелковского хутора, станции метро "Заречная" и кладбища на улице Пушкина.
Нижегородский профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Надежда Радина подготовила уникальный материал, рассказывающий о том, чего боятся дети. В опросе приняли участие дети 7-11 лет (41 мальчик и 44 девочки.) В ходе исследования было проведено 85 интервью о страшных местах города. Полученные результаты сравнивались с уже имевшимися результатами интервью на эту тему среди взрослых.
Детские страхи замешаны на информации, получаемой от взрослых или через СМИ. В отношении городского пространства они отличаются иррациональностью. В них уживаются и мистические, и вполне реальные персонажи – клоуны, маньяки, пьяницы, обитающие на кладбищах, в новостройках и за ближайшим углом.
Дети, как и взрослые, боятся безлюдных мест. Однако они описывают их не с точки зрения реальных угроз, а как места, наполненные таинственными и пугающими существами.
— Для меня самое страшное место в городе - это заброшенная стройка у моих окон, — рассказал мальчик 9 лет. — Она очень страшная и высокая, а еще наверху нет стен. Ночью смотреть на нее еще страшнее. Я смотрю в окно, а наверху что-то светится. Очень страшно, даже если ты дома. Днем я видел там детей, а кто там ночью?
Кладбища и сгоревшие дома – распространенные темы и детских, и взрослых страхов. Взрослые описывают их как рационально, так и иррационально. А вот дети в подобных местах испытывают мистических ужас.
— Кладбище на улице Пушкина – очень много могил, проходить мимо него даже днем жутко! — поделилась девочка 11 лет.
Результаты исследования показали также, что в зону иррациональных страхов детей попадают подвалы домов, в которых они живут.
— В нем бегают мыши, а еще каждый вечер в подвале зажигается свет. И никто не знает, кто зажигает свет, - рассказал мальчик 11 лет.
Взрослые опасаются собственных домов и подъездов. Но объясняют это угрозой нападения.
Леса и парки пугают всех. Взрослые также ссылаются на преступность. А в восприятии детей деревья в темноте превращаются в "монстров с длинными корявыми руками", а звуки напоминают "то крик, то плач".
Как ни странно, похожая ситуация с общественным транспортом.
— Страшная - станция метро "Заречная". Есть несколько свидетелей, которые видели в окнах вагона мужчину в каске, в узком месте туннеля между поездом и стеной, но это невозможно, — рассказала 8-летняя девочка. — Часто слышны грохот молотков и странные скрежещущие звуки, когда на платформах ни души. Говорят, что это шалят призраки строителей, которые погибли в метро в 90-е годы.
А еще есть чисто детские страхи. В первую очередь, страх остаться дома одному
— Мне страшно находиться одному дома, мне кажется, меня кто-то схватит, — пояснил мальчик, 9 лет.
— Мне страшно одной дома, потому что вдруг дьяволы дома, — поделилась девочка 9 лет.
Также уникальный страх, присутствующий в рассказах детей – страх новостроек. Он обосновывается на грани рационального и иррационального.
— Если честно, новостройки – это очень опасно. Например, еще одна новостройка меня пугает: это на улице Июльские дни. Одно здание смогло обрушиться на этом месте, — рассказал 9-летняя девочка.
Отдельное место в исследовании занимает тема "Другой" в городе".
В страхах взрослых фигурируют "свои Другие" - это преступники, бомжи и тому подобное. И "Чужие" - мигранты, приезжие. "Своих других" взрослые описывают рационально, а чужих иррационально.
У детей страх перед "другими" – иррациональный и их состав иной. К первой группе "Других" они относят животных и призраков.
— Мне было очень страшно на Щелковском хуторе вечером, потому что там кто-то в кустах сидел и камушки бросал, — поделился мальчик 9 лет.
Вторая группа "Других" – пьяницы, колдуны, клоуны и маньяки.
— Мое страшное место – это цирк, потому что там клоуны, — рассказал 9-летний мальчик. — Улица, на которой я живу, там был маньяк, он убил ломом трех человек.
— В целом, если сравнивать детские и взрослые страхи, то "зоны городских рисков" взрослых детьми прочитываются с точки зрения иррациональных страхов. — отмечает автор исследования Надежда Радина. — Можно сказать, что "рациональность" в определении неблагополучия городского пространства у детей только начинают по-настоящему оформляться и пока еще тесно сопряжены с иррациональными страхами. При этом рациональный страх в интервью детей сопряжен не только с собственным опытом, но и с информированием об опасных местах родителями и СМИ.
Читайте новости где удобно: "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — вTwitter, Viber иTelegram.