
Нижегородская область по количеству выявленных в прошлом году наркоманов заняла третье место в ПФО. Борьба с этой зависимостью далеко не всегда бывает успешной.
26 июня – всемирный день борьбы с наркоманией и распространением наркотиков. Эта проблема очень серьезно стоит и в Нижегородской области. О том, как бороться, как спастись самому и спасти своих детей от этой чумы, корреспондент NN.RU побеседовал с заместителем главного врача Нижегородского областного наркологического диспансера Валерием Востряковым.
— Так наркомания – это болезнь, зависимость или просто результат отсутствия воспитания?
— До конца XIX века это считалось проблемой распущенности, и тому есть масса подтверждений в мировой литературе. И только в ХХ веке наркотическую зависимость начали воспринимать, как заболевание. Причем сейчас ясно, что заболевание это хроническое, требующее длительного лечения, радикального изменения образа жизни, а главное – желания выздороветь самого больного.
По официальным итогам 2016 года заболеваемость наркоманией в Нижегородской области составила 10,9 случаев на 100 тысяч населения. В Приволжском федеральном округе мы – третьи после Ульяновской и Самарской областей.
— Почему молодежь и даже подростки все чаще попадают в наркотическую яму?
— Сейчас век такой информационной свободы, что дети уже в десять лет знают, что такое наркотики. Правда, они не всегда знают, чем чревато желание попробовать. Если не останавливаться на глобальных социальных причинах, а посмотреть на причины семейные, медико-биологические, личностные, можно сказать вот что.
Первое, что толкает подростка или молодого человека к наркотикам, — это отсутствие взаимопонимания в семье, бесконечные конфликты, неблагополучные родители, с которыми нельзя нормально поговорить, на которых нельзя надеяться.
Вторая группа факторов риска носит медицинский характер. Наркоманами часто становятся люди с органическими поражениями головного мозга, задержкой психического и физического развития, наследственность. Дети наркоманов чаще других сами прибегают к наркотикам.
А еще к наркомании ведут психическая незрелость человека, заниженный уровень самооценки, неопытность и неосведомленность, наивность и простодушие, которые позволяют дилерам вовлечь подростка в употребление отравы.
Есть и особенности подросткового возраста, когда подросток тянется к протесту и сопротивлению любым «заумным» наставлениям взрослых. Ему хочется самостоятельности, в нем пробуждается стремление к рискованному и неизвестному. В крови просто бродит вкус опасности и авантюризма.
— Как отличить наркомана в толпе, в компании?
— Есть несколько внешних признаков. У такого человека восковая бледность лица. В позе, мимике чувствуется озабоченность. Все поведение, даже походка выдают, что он ищет очередную дозу.
— Почему наркомания так тяжело лечится и есть ли случаи полного исцеления?
— Надо раз и навсегда понять и запомнить – вылечить от наркомании нельзя, как бы жестоко это не звучало. Реально возможно только улучшение состояния, но не полное излечение. Мы, врачи, можем добиваться состояния больного, которое называем ремиссией, и она может быть пожизненной.
И в моей практике есть десятки примеров, когда наркоманы прошли весь путь лечения и больше никогда в жизни не пробовали наркотики. Но это чрезвычайно сложно, дорого для семьи. И главный фактор успеха – искреннее желание самого больного исцелиться.
— А многие ли пациенты приходят к вам с таким искренним желанием?
— Таких, если честно, не больше половины. Есть такие больные, которых в больницы проводят родные, а сами они ничего не хотят менять. Для них удовольствие дороже своего здоровья. Есть и манипуляторы, которые соглашаются на лечение потому, что мама с папой пообещали что-то для них сделать – машину купить, в путешествие отправить. Такие срываются очень часто. К сожалению, это реальность.
Да я больше вам скажу – все наркозависимые манипулируют людьми. Даже нами, врачами пытаются манипулировать.
— Можно ли вылечиться от наркомании, не обращаясь в стационар? Есть же сейчас много реабилитационных центров.
— Я могу ответственно сказать - лечение наркомании в амбулаторных условиях неэффективно. Первый этап лечения – детоксикацию — нужно проводить только в стационаре. Детоксикация - это купирование физической зависимости, снятие «ломки», длится она 10-15 дней. Это процесс болезненный и должен проходить под наблюдением врача. Уже потом начинается работа психологов, психиатров. Медицинская реабилитация может растянуться на три месяца, социальная – от 6 месяцев до года. И надо учесть, что на семью при этом ложатся немалые расходы.
Реабилитационные центры не имеют права делать медицинские манипуляции, хотя иногда занимаются этим.
— На ваш взгляд, общество может справиться с проблемой наркомании?
— Знаете, я, наверное пессимист. Пока на наркотиках зарабатываются колоссальные деньги, этого не избежать. Сейчас создаются такие смеси, используются такие вещества, которые иногда и аппаратура наша распознать не может. Мне кажется, единственный способ избежать такой беды в семье – быть ответственными и грамотными родителями.
Ранее NN.RU рассказывал, какой страшной ценой за наркотики заплатила нижегородка.
Читайте новости где удобно: "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru".
Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram