Имя Валерия Чкалова известно не только во всех странах бывшего СНГ, но и за океаном, куда он махнул со своим экипажем через Северный полюс. В Ванкувере летчиков встретили овациями. А в Нижегородской области память о нем — на каждом шагу.
— Конечно, мне очень приятно, что земляки помнят моего отца. Тем более что свои последние дни перед вызовом в Москву и гибелью отец провел в своем родном доме, он был в отпуске. И вся его жизнь была связана с Волгой, — призналась корреспонденту NN.RU младшая дочь Чкалова Ольга.
Слобода Василево Нижегородской губернии, где родился будущий Герой Советского Союза, носит теперь его имя: город Чкаловск. Памятник ему стоит в самом красивом месте — на центральной площади Нижнего Новгорода. К Волге с площади Минина и Пожарского мы спускаемся по Чкаловской лестнице. А недавно нижегородцы большинством голосов выбрали имя Чкалова для своего аэропорта.
Сегодня, в 115-й день его рождения легендарного летчика, NN.RU вспоминает путешествие на его родину. Корреспондент убедился, что весь город просто пропитан духом авиации.
АНТ-25
Легендарный самолет аваиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, на котором экипаж Чкалова совершил свой перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер, выставлен в ангаре мемориального музея имени Чкалова.
— Самолет АНТ-25 после того, как Валерий Чкалов совершил перелет через Северный полюс в Америку, практически перелетов больше не совершал и находился на различных выставках, — рассказала корреспонденту NN.RU директор музея Ирина Захарова. — После очередной выставки в разобранном виде он направлялся в Москву. Но начиналась Великая Отечественная война. Самолету не нашлось места в столице, и его направили в тогда уже существующий мемориальный музей в город Чкаловск.
— Сначала самолет выставлялся только частично, без одного крыла, — рассказала Ирина Захарова. — А когда построили большое здание ангара — то выставили его уже во всей своей красе.
Чкалов совершал перелет не в одиночку. В составе экипажа АНТ-25 было три человека: Валерий Чкалов — командир, Георгий Байдуков — второй пилот и Александр Беляков — штурман-навигатор. Кстати, после путешествия в США у Чкалова родился шутливый тост: «Байдукнуть по чкалику белячка».
Весь перелет занял 63 часа 16 минут. Кабина не отапливалась, кислорода не хватало, метеоусловия были жуткие. За время полета самолет преодолел 9130 км.
К кабине самолета ведет винтовая лестница. По ней можно подняться, заглянуть внутрь и поразиться, как там вообще могли разместить трое взрослых мужчин. А еще там можно увидеть россыпь монеток.
— Само собой получилось так, что у посетителей появилась новая традиция, — рассказала директор музея. — Кто-то бросает монетку в море, кто-то — в фонтан, а у нас бросают в самолет. Наверное, загадывая желание или с желанием вернуться сюда еще раз.
Документы
В музее можно полистать бортовой журнал, который вел штурман Александр Беляков. Правда, только копию...
... и другие интересные документы.
Артефакты из АНТ-25
Дом Чкалова
Домик в глубине сада — здание мемориального музея имени Чкалова. Большая часть экспонатов в музей передана женой Чкалова Ольгой Эразмовной. Основной фонд составляет более 6 тысяч вещей. Выставлены, естественно, далеко не все.
Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года. Постановление о создании музея вышло в начале 1939 года. 7 июля 1940 года музей уже принял первых посетителей.
Валерий Чкалов был не только летчиком, но и депутатом от Горьковской области и Чувашского автономного округа. Одна из комнат — это обстановка его московского кабинета.
В музее хранится и личная одежда летчика — фрак, летные костюмы, шлем. Все — с историей.
— 15 декабря 1938 года Валерию Чкалову поручено испытать новый скоростной истребитель И-180. Самолет одномоторный, воздушного охлаждения. Но на самолете не предусмотрели ни штор, ни жалюзи, которые защищали бы двигатель от переохлаждения.
День, когда летчик совершал свой последний полет, был морозным: — 24 С…-25 С. Чкалов сделал два круга над аэродромом. Машина шла хорошо, мотор работал отлично, и летчик спокойно заходил на посадку. На малой высоте на слабых оборотах двигатель самолета, захлебываясь холодным воздухом, останавливается. Маленькая высота. Чкалов ищет место для посадки, уходит от жилых построек, но врезается во двор старого завода — в кучу мусора и хлама.
Машина от удара разламывается на куски, Чкалова отбрасывает в сторону, он ударяется головой о край кабельной катушки. Его доставляют в больницу имени Боткина в Москве, на там, так и не придя в сознание, через три часа он скончался.
Так летчик погиб в 34 года при испытании нового скоростного истребителя И-180.
Тело было кремировано, урна с прахом замурована в Кремлевской стене в Москве. Во время траурной процессии урну несли первые лица государства — Сталин, Молотов, Ворошилов.
По-2
Личный самолет Валерия Чкалова также находится в ангаре мемориального музея. На нем летчик летал по своим депутатским делам и катал земляков. Но По-2 знаменит не только в связи с именем знаменитого летчика.
— На таких самолетах во время Великой Отечественной войны летали девушки. Молодые, по 18–20 лет, выпускницы летных училищ, — рассказала Ирина Захарова. — Немцы этих девушек боялись и называли их «Ночными ведьмами». А наши летчики и пехотинцы их обожали и называли «Небесными созданиями».
Рядом с самолетом бюст одной из Героев Советского Союза — Гашевой Руфины Сергеевны.
— Именно на таком самолете она совершила 848 боевых вылетов. Что являлось рекордом, так как треть полка фактически не возвращалась из боя. Потому что По-2 — очень тихоходный. Сбить его можно было из любого артиллерийского оружия. Тем не менее, это было грозное оружие в войне, — рассказала директор музея.
Кстати, Руфина Гашева родилась в Катунках Чкаловского района. Умерла она в преклонном возрасте в 2002 году в Москве.
Дом культуры имени Чкалова
Отдельного внимания заслуживает Дом культуры. Это здание было построено по приказу Иосифа Сталина после гибели летчика. Всего за 1 год. Если посмотреть на него с высоты птичьего полета — оно имеет форму самолета.
Перед Домом культуры — аллея звезд.
Лимузин
За полет на Дальний Восток правительство СССР подарило Чкалову самолет, а за полет в Америку — лимузин Packard. И не только ему.
Возможность купить престижные автомобили получили оба экипажа, перелетевших через Северный полюс — и Чкалова, и Громова.
Это небольшая часть того, ради чего стоит посетить Чкаловск — город, где все пропитано памятью о красивом времени подвигов и свершений.
Фото: Светлана Шуга
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8–910–390–4040. Читайте новости в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru». Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.