За последние три месяца во время учебных полетов на Як-130 четырежды возникали проблемы. Два раза они были связаны с отказом передней стойки шасси. Эксперты считают, что причиной могло стать попадание воды в гидравлическую систему.
В середине сентября вблизи военно-авиационной базы Минобороны РФ в Воронежской области разбился учебно-боевой самолет Як-130. Пилоты успели увести самолет от населенных пунктов, а затем благополучно катапультировались. По данным «Ъ», причиной аварии мог стать отказ систем двигателя. Это уже четвертый инцидент с Як-130.
Первый произошел там же, в Борисоглебске Воронежской области, в июне. Во время захода самолета на посадку не сработала передняя стойка шасси. Экипаж из курсанта и инструктора заставил ЯК-130 коснуться двумя задними опорами взлетно-посадочной полосы, затем погасил скорость и опустил нос. Опыта подобных приземлений не было. По словам летчиков, до сих пор шасси на этих самолетах работало безупречно.
В тот же день ситуация повторилась под Армавиром в Краснодарском крае — опять ЯК-130 и опять не вышла носовая стойка шасси. Курсант учебного центра ВВС ВВА имени Жуковского и инструктор посадили самолет на фюзеляж в поле.
В июле в городе Читтагонг на юго-востоке Бангладеш разбился учебно-боевой самолет Як-130, принадлежащий ВВС страны. Пилоты вовремя катапультировались и не пострадали. С места происшествия их эвакуировали на вертолете.
Высокопоставленный источник в ОКБ им. Яковлева — разработчика самолета — объяснил проблему с носовой стойкой шасси возможным попаданием воды в гидравлическую систему. Он отметил, что машины с электронным оборудованием на борту должны базироваться в ангарах, а в России принято — под открытым небом.
— Скорее всего, во время хранения внутрь блока попала вода, произошло замыкание каких-то токопроводящих линий, и система общесамолетного оборудования восприняла это как отказ. В результате штатно шасси не вышли, а при аварийном выпуске вышли только основные стойки, носовая задержалась. Мы провели эксперимент, который подтвердил, что если вода попадает внутрь блока, то возможен такой эффект, — пояснил он корреспонденту Военное.РФ.
Специалист по гидравлике Московского авиационного института подтвердил изданию: при неправильной эксплуатации попадание воды в гидросистему возможно, что может привести к проблемам.
— Дело в том, что гидравлическое масло, которым заправляют гидросистемы, находится в жидком агрегатном состоянии при любых перепадах температур. Попадание туда воды способствует образованию льда при низких температурах, либо пара — при высоких. Это может привести к отказу силовой установки, — объяснил эксперт. Он добавил, что наиболее опасно попадание воды в те участки гидросистемы, которые во время полета не функционируют, а именно в шасси.
Пресс-служба корпорации «Иркут», куда входит ОКБ им. Яковлева, информацию о неисправности гидравлической системы опровергла. Куратор программы Як-130 Владимир Ефремов заявил, что причиной аварии в Армавире стала ошибка пилотирования, крушение в Бангладеш произошло из-за отказа блока управления коммутации производства Ульяновского конструкторского бюро приборостроения. По нештатной посадке в Борисоглебске до сих пор работает комиссия Минобороны РФ.
Стойка шасси для самолета ЯК-130 спроектирована и производится на нижегородском заводе «Гидромаш». До окончания детального исследования происшествий, в котором принимают участие и представители предприятия, на «Гидромаше» официальных комментариев не дают.
Первый прототип Як-130 разработки ОКБ им. Яковлева строил нижегородский завод «Сокол». Впоследствии на предприятии создали еще три прототипа Як-130, серийно произвели 12 самолетов. В 2005 году серийное производство перенесли на «Иркутский авиационный завод». Гидравлическую систему по-прежнему производит ОАО «Гидромаш».
Ранее NN.RU сообщал, чтоавиазавод «Сокол» будет собирать только агрегаты для Ил-114.
Фото: официальный сайт корпорации «Иркут»
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru».
Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram