Активист ОНФ Александр Кулаков обнаружил нарушения в процедуре заключения контракта на реконструкцию здания железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде. Поскольку по новому закону общественники не имеют права обращаться в антимонопольные органы, он написал главе региона Глебу Никитину.
Контракт на реконструкцию Московского вокзала заключен с единственным поставщиком. Эта процедура не предусматривает конкурса. Заказчик сам определяет сумму, которую намерен потратить, и сам выбирает исполнителя.
По закону это допускается, если есть план закупок, работы срочные, и процедура не нарушает конкурентной среды, пояснил корреспонденту NN.RU активист ОНФ Александр Кулаков. Но здесь не тот случай. На рынке есть аналогичные организации, которые работают в этом сегменте. Но их отсекли, по мнению общественника, намеренно, чтобы заключить договор со «своим» подрядчиком.
Реконструкция Московского вокзала за 416,8 млн рублей поручена ООО «Столичная Строительная Компания-19» — фирме из Москвы с уставным капиталом 10 тысяч рублей. На ней висят четыре арбитражных процесса за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам подряда на общую сумму свыше 71 млн рублей. Заказчиком выступает АО «РЖДстрой» — дочка РЖД.
Проблема в том, что госкорпорации не обязаны отчитываться перед общественностью за свои действия. По закону о госзакупках 44-ФЗ любой гражданин, заметивший нарушения, может обратиться в ФАС. А вот по закону о закупках госкорпораций 223-ФЗ — только участник процедуры, то есть конкурент. А если ты единственный участник, то и жаловаться некому. Сам антимонопольный орган, без обращения, инициировать проверку не имеет права.
— Общественные организации отодвинули и сказали: до свидания, вы нам больше не мешайте, мы тут будем сами работать. Будем делать, что хотим и как хотим, — посетовал Александр Кулаков корреспонденту NN.RU. — Теперь до этого только прокуратура может докопаться, мы же документов не видим.
Доля закупок по одному закону растет в ущерб другому. Система приобрела, говорит Кулаков, всероссийский размах. Ежегодно общая сумма госзакупок, которая проходит через одноименный сайт, выливается примерно в 30 трлн рублей. Из них 6 трлн (около 20%) проходят по 44-ФЗ, остальные — по 223-ФЗ. То есть от общественного контроля скрыт огромный пласт расходования средств госкорпораций. А нет конкуренции на торгах — нет экономии денег, которые могли быть потрачены на другие инфраструктурные проекты.
Активист обратился к главе Нижегородской области с просьбой инициировать расторжение контракта, проведение конкурса на нового подрядчика, проведение антимонопольной и прокурорской проверки. А если повезет, то на эту проблему обратят внимание и в Кремле.
— Я написал в надежде, что у него есть взаимодействие с вышестоящими коллегами, в том числе в правительстве в Москве. Может быть, он вникнет в эту тему и разовьет ее. У них есть много вариантов — через Заксобрание, например, или сам губернатор может выйти с законодательной инициативой, — сказал Александр Кулаков.
Текст: Ирина Видонова
Фото: Наталья Бурухина, Анна Вингурт