«Летают над домами. Того и гляди, винтом заденут и рухнут», — пожаловались в редакцию NN.RU жители микрорайонов на ул. Шнитникова, 6 Микрорайон, бульваре Южный на Автозаводе. Нижегородцы сняли видео, как на старый Новый год представительская иномарка с номерами ААА забрала прилетевших на вертолете пассажиров с площадки в яхт-клубе на Оке. С опасением смотрят в небо и жители жилых комплексов «Седьмое небо» и «Мещерское озеро».
«Пошел без разрешения летать»
На днях под Томском разбился вертолет МИ-8, а за прошлый год произошло 6 крушений частных вертолетов в России (данные ТАСС). Последний случай был 28 ноября 2017 года — в результате аварии частного легкого вертолета Eurocopter EC120 в Тамбовской области, погиб учредитель крупной компании.
Были трагические случаи и в Нижнем Новгороде. В ноябре 2014 года частный вертолет Eurocopter AS-350 потерпел крушение около деревни Михальчиково в Кстовском районе, погибли 5 человек, в том числе 8-летняя девочка. На борту были нижегородские бизнесмены, летевшие из Москвы в Нижний Новгород. В марте 2012 года при заходе на посадку в Подновье Нижегородской области вертолет Bell 407 задел линию электропередачи, развалился на две части и упал в Волгу. Пилот погиб. Причина катастрофы — ошибка пилота.
Нижегородцы заговорили о безопасности полетов над городом, ведь, судя по шуму над головой, вертолетов в Нижнем Новгороде все больше.
— На берегу Оки сделали вертолетную площадку. И теперь над жилыми домами без конца летают вертолеты, причем почему-то вечером. Гуляем с детьми и видим, как они кружат над микрорайоном, над нашими 17-этажками, — рассказала NN.RU жительница ЖК «Юг» Ольга Иванова. — Например, 18 января специально с мужем засекали — вертолеты кружили над нашими домами с 17:00 до 20:00. Темно, облачно, плохая видимость, а они летают. Может, они учатся летать над нашим микрорайоном, или просто ВИПы катаются?
— Кстати, недалеко расположен международный аэропорт «Нижний Новгород». Не помешают ли такие «покатушки» заходящим на посадку самолетам. Кто-то вообще контролирует полеты частных вертолетов? Кто знает, в порядке ли у пилотов документы, или купил вертолет и пошел без разрешения летать? Богатым закон не писан, — сетует автозаводец Александр Богданов.
Примерно те же проблемы и у жителей Мещеры.
— Наверное, у нас так граждане объезжают пробки. Судя по фото и видео в интернете, над нашими домами люди просто катаются, город осматривают, ради развлечения. Можно арендовать вертолет. Даже услугу «аэротакси» придумали. Только хочется надеяться, что управляют этими «птицами» не абы кто, а опытные пилоты. Страшно голову поднимать и видеть, как они порой в нескольких метрах над крышами пролетают, — рассказал нижегородец Владимир Сергеевич.
Каким будет полет, решает пилот
Мы решили разобраться, как же летать по правилам и кто контролирует полеты на вертолетах над жилыми кварталами. В администрации Нижнего Новгорода нам сразу сказали: воздух мэрии не подвластен.
По словам замдиректора по международному сотрудничеству и протоколу — пресс-секретаря ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Николая Ивашова, согласно статье 72 Воздушного кодекса полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности произвести посадку за пределами города или деревни или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов.
Согласно п. 16 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве РФ, безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона устанавливается с таким расчетом, чтобы запас высоты над препятствием составлял над равнинной или холмистой местностью и водным пространством:
на скоростях 300 км/ч и менее — 100 м;
на скоростях более 300 км/ч — 200 м.
— Учитывая, что скорость вертолета Ми-8 не превышает 250 км/ч, высота полета вертолета над городскими зданиями и сооружениями не может быть менее 100 метров. При этом ответственность за выдерживание высоты несет командир воздушного судна, — сообщил Николай Ивашов.
Читаем приказ Минтранса РФ от 15.03.2016 № 64 «Об утверждении границ зон (районов) Единой системы организации воздушного движения РФ, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов А, С, и G воздушного пространства». Согласно документу, воздушное пространство над улицей Шнитникова, микрорайоном «Седьмое небо» и «Мещерское озеро» относится к классу «С», в котором, независимо от целей их выполнения, полеты воздушных судов должны осуществляться по разрешению Московского зонального центра Единой Системы организации воздушного движения (МЗЦ ЕС ОрВД) при наличии двухсторонней радиосвязи с органами обслуживания воздушного движения (ОВД). В данном случае с контрольным диспетчерским пунктом местных воздушных линий (КДП МВД) Нижегородского центра ОВД. Диспетчер совместно с другими органами ОВД обеспечивает безопасное выполнение полетов на международном аэродроме Нижний Новгород (Стригино).
Что касается полетов 18 января, по данным Нижегородского центра ОВД, в период с 14:00 до 20:00 над улицей Шнитникова выполняли тренировочные полеты вертолеты Ми-8 Росгвардии в/ч 3797 по правилам визуальных полетов согласно утвержденного плана полета.
По официальным данным, в городской черте Нижнего Новгорода сейчас есть две зарегистрированные вертолетные площадки — «Гребной канал» и «Кузьминки» (в районе микрорайона Верхние Печеры). Получается, площадка на берегу Оки на бульвар Южный не зарегистрирована. Но это совершенно не мешает пилотам на ней приземляться.
— В настоящее время в нормативных документах, регламентирующих использование воздушного пространства и организацию воздушного движения, отсутствуют положения, запрещающие производить полет над населенными пунктами и посадку вертолета на площадку в его границах, в том числе на площадку, подобранную с воздуха. Согласование таких полетов и посадок с местными органами самоуправления не требуется, — объясняет Николай Ивашов.
Выходит, вся ответственность за полет лежит именно на пилоте воздушного судна. Сообщил он или нет о своем полете, в порядке ли у него документы? Порой это начинают выяснять, если уже произошло крушение. Например, в 2013 году трагедия случилась в Богородском районе. Пилот самолета, рухнувшего вблизи деревни Хабарское, разрешение на полет получил незаконно.
Далеко не редкость случаи, когда пилот просто не уведомляет о своем полете. В конце 2016 года в международном аэропорту «Нижний Новгород» вынужденную посадку совершил самолёт «Сessna 182 T». Пилот не имел удостоверения, а само воздушное средство — сертификата лётной годности. Позже прокуратуре потребовалось обратиться в суд, чтобы запретить владельцу летать на самолете, пока он не получит пилотское удостоверение и сертификат летной годности.
Текст: Наталья Халезова.
Фото: youtube.com/channel/UC_NHYHnsVUVJut_XZE8YMJg
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.