Оказывается, наш город уже целый месяц играет в новый популярный квиз — «Без дураков». Эта командная игра на сообразительность, логику и эрудицию чем-то напоминает легендарное «Что? Где? Когда?». Но, чтобы ответить на вопрос в квизе, вовсе не нужно быть магистром «знатоков».
С марта нижегородские любители «Без дураков» каждую неделю собираются в ресторане «Синдбад» и очень весело, азартно и с пользой для собственного IQ проводят время. А на этой неделе к нам в гости пожаловали создатели этого квиза Борис Левин и Ровшан Аскеров. Звёзды всенародно любимой передачи «Что? Где? Когда?» выступили в роли ведущих очередного нижегородского тура «Без дураков», а после ответили на вопросы корреспондента NN.ru.
«Сейчас девушка уйдет не с богатым, а с умным»
— Идея игры «Без дураков» оригинальная, или это позаимствованный и переработанный проект?
Борис Левин (Б.Л.): Это формат разработали мы втроем: Ровшан Аскеров, я и еще наш третий товарищ Алексей Бодров. Он не светится на ТВ, поэтому его знают немногие. Первую игру мы провели 12 августа 2016 года. Но правила, концепция конкурсов и многое другое потом дорабатывались и переделывались в течение нескольких месяцев. В основу игры вошли неиспользованные вопросы из «Что? Где? Когда?», но основном с фестивалей и из спортивной версии игры — вопросы, которые широкая масса никогда не слышала.
В итоге мы выработали наиболее «игровой» формат, когда несколько команд (от 4 и более человек) соревнуются между собой, параллельно отвечая на вопросы, на отгадку которых дается энное количество времени.
Ровшан Аскеров (Р.А.): Можно сказать, что формат «Без дураков» до сих пор находится в разработке. В Москве игры проходят каждый четверг, а в пятницу мы с Борисом и Алексеем садимся и начинаем обсуждать, что можно изменить ради драйвовости. Кстати, наибольшее количество вопросов придумываем не мы с Левиным, а Алексей (все вопросы для игры разрабатываются только в московском отделении «Без дураков», после чего рассылаются в другие города. — Прим. ред.).
— «Без дураков» — неэлитарный интеллектуальный клуб. Вопросы здесь должны быть более «человеческими»?
Р.А.: Во-первых, в вопросах всегда присутствует доля юмора, потому что для нас важно создать для игроков приятную атмосферу. В зависимости от конкурса, вопрос может прозвучать по-разному. Мы можем попросить команды отгадать, что из ряда высказываний ложь, а что — правда. Можем сыграть на цифры (на игре в Нижнем Новгороде Аскеров спросил о наиболее крупном футбольном счете в отборочных матчах чемпионата мира, и победителем стала команда, давшая самый близкий ответ. — Прим. ред.). Всего в игре шесть разных конкурсов и финал.
— Почему проект «Без дураков» сумел быстро набрать такую популярность? Сейчас даже в США и Англии к этой игре проявляют большой интерес и предпочитают множеству других квизов.
Р.А.: Потому что мы даем человеку возможность почувствовать себя умным, а это всем нравится. При этом у «Без дураков» есть игровой нерв. Именно в игре люди полностью раскрывают себя — остаются совершенно «голыми». Поэтому игроки и получают такое удовольствие от процесса.
Б.Л.: У нас сейчас игра идет исключительно на интерес. (Сейчас команды получают символические призы, типа бутылки шампанского. А за победу в отдельно взятом конкурсе Борис Левин может вручить шоколадку. — Прим. ред.) Команды, конечно, получают призы, но на кону нет денег. Поэтому между игроками нет агрессивной конкуренции. И неточности, которые иногда совершают ведущие (может выясниться, что мы ошибись с ответом, не проверив какую-то информацию) — нормальная часть процесса.
Представьте, что бы случилось, будь на кону миллион долларов? Нас бы сожрали за любую оплошность.
— Кто в основном играет в «Без дураков» в Москве? Это бомонд или немедийные люди?
Б.Л.: Знаменитостей пока не так много, но к нам заходили известные футболисты. Были братья Березуцкие. И конечно, у нас играл экс-тренер сборной России Леонид Слуцкий — наверное, самый эрудированный тренер в нашей стране.
— А кого можно назвать самым эрудированным российским футболистом?
Р.А.: Андрея Аршавина. Я это понял, когда прочитал его интервью, которое записывал Борис. Правда, у меня были сомнения, может Левин просто всё «причесал» в тексте. Но когда пообщался с Андреем лично, сомнений не осталось.
Б.Л.: Я много раз слышал вопросы — умные ли футболисты люди или нет. Тут надо понимать, что с точки зрения образования спортсмены, выступающие на высочайшем уровне, уступают среднестатистическому человеку. Потому что с детства большую часть времени занимались спортом. Многие из них — неэрудированные. Но это не значит, что у спортсменов отсутствует интеллект. В этом плане многие футболисты могут дать фору журналистам. Особенно смешно наблюдать, когда молодой корреспондент приходит на интервью и ведет себя так, будто снизошел до уровня футболиста.
— То, что люди футбола захаживают на интеллектуальные игры — показатель, насколько эти игры сейчас популярны. В чем причина массового интеллектуального «психоза»? Наследие «Что? Где? Когда?»?
Б.Л.: Это не влияние какой-то одной передачи. Просто сейчас у людей появились новые запросы. Зарабатывать деньги умом снова стало реально, поэтому люди чувствуют потребность интеллектуально развиваться. А в 90-е всех тревожил вопрос, где взять деньги, чтобы выжить. И заработать их намного проще было не умом.
Р.А.: Сейчас снова стало модно быть умным. В мире есть два мощнейших «двигателя»: деньги и секс. И если раньше девушка могла уйти с тобой из-за денег... Сейчас она уйдет с тем, кто умнее.
«Классный шоумен из любой фразы сделает событие»
— Вы оба игроки, но на «Без дураков» находитесь в роли ведущих. Насколько сложно было перестроиться под новое амплуа?
Р.А.: У нас был очень хорошая школа. Много лет мы играем с Андреем Козловым (генеральный продюсер телекомпании «Игра-ТВ», магистр игры «Что? Где? Когда?», ведущий программы «Брэйн Ринг». — Прим. ред.). Это один из лучших шоуменов в России. У него потрясающее умение управлять людьми. Оно на президентском уровне. Андрей мог бы управлять любой страной больших или малых размеров.
Б.Л.: Это ты еще при Владимире Ворошилове мало играл. Владимир Яковлевич не просто мог сделать звезду из любого игрока. Он из любой фразы мог сделать событие!
— Зачем Андрей Козлов, Владимир Ворошилов или нынешний ведущий «Что? Где? Когда?» Борис Крюк создают вокруг себя ауру негатива?
Р.А.: Это сознательный поступок. Как-то Андрей Козлов мне очень доходчиво это объяснил. Чем больше зрители ненавидят ведущего, тем больше они полюбят игроков!
— Вы на играх «Без дураков» работаете вместе. Классический пример хорошего и плохого полицейских?
Б.Л.: По-разному. Мы не ведем в паре, а делаем это по очереди. Это на ТВ надо делать шоу, у нас такого нет. Мы должны вносить оживление, но не создавать игрокам искусственные трудности.
Р.А.: Но иногда для большего нерва игры мы можем создать искусственную несправедливость. Например, мы собираем записки с ответами вручную. Специально это делаем именно так, не прибегая к помощи гаджетов, на которых можно за несколько секунд все посчитать. Потому что ведущий сам может выбрать, у какой команды первой забрать ответ. Если я начну с фаворитов, дам аутсайдерам возможность подумать несколько лишних секунд. Это позволит сделать игру конкурентней.
— Но это же нечестно?
Р.А.: Это несправедливо, но нечестно. Мы нарушаем правила в рамках игры.
Б.Л.: Что вы удивляетесь? Все давно знают, что у Аскерова нет никакой морали.
Р.А.: Потому что в игре есть только одна задача — победить! И добиваться победы нужно любыми способами! Знаете, какой самый великий гол в истории футбола? Гол Марадоны, которой он забил рукой англичанам. Человек смог на чемпионате мира (!) забить рукой и всех убедить, что гол был!
Б.Л.: А для меня это худший гол в истории, и именно поэтому я не люблю Марадону!
«Интереснее играть с тем, кого ты ненавидишь»
— Вы даже во время интервью спорите и подтруниваете друг над другом. Как вам удается делать одно дело?
Р.А.: Мы же знакомы уже тысячу лет и ругаемся и спорим постоянно. Это вообще никак не сказывается на отношениях. Яркий пример. Как-то мы с Левиным вместе ездили на турнир по спортивной версии «Что? Где? Когда?» в Питер. Приехали вместе с женами. Представьте, как удивились наши супруги, когда мы заявили, что в номере будем жить вдвоем с Борисом.
— А играть в одной команде в том же «Что? Где? Когда?», если ты не перевариваешь своего партнера, возможно?
Б.Л.: Конечно, и таких примеров полно и в спорте. Когда на кон поставлено многое, неважно, с кем ты играешь. Другое дело, если ты хочешь получить удовольствие от игры, то враги в команде тебе не нужны.
Р.А.: Побеждать вместе с теми, кого ты не переносишь на дух, даже интереснее. Потому что ты должен еще и себя суметь перебороть.
— Вся жизнь — это игра?
Р.А.: Во всех своих проявлениях жизнь — это игра. И любой, кто живет — игрок.
— В игре не принято о чем-то жалеть. А в жизни?
Б.Л.: Жалеть — неправильно. Сожаление о прошлом — болезнь для духа. Но не жалеть не получается.
Текст: Алексей Рокотов
Фото: Наталья Бурухина