Завод «Нижегородский теплоход» готовится спустить на воду большой гидрографический катер «Георгий Зима». Судно названо в честь военного гидрографа, капитана I ранга, который прошел войну, участвовал в Таллинском переходе, во время блокады Ленинграда занимался оборудованием ледовых дорог и трасс на Ладожском озере и в Финском заливе. Он был награжден 7 орденами и 12 медалями.
Спуск на воду судна состоится 17 мая, на торжественное мероприятие приглашены внуки и правнуки Георгия Зимы, имя которого носит катер.
По контракту завод построит 6 подобных катеров. Вслед за головным гидрографическим катером «Георгий Зима» будет спущен следующий — «Александр Евланов». Они войдут в состав гидрографической службы Балтийского флота, а последующие — в гидрографические службы Северного, Черноморского флотов и Каспийской флотилии.
Основное предназначение этих катеров: высокоточная площадная съёмка рельефа дна и обследование навигационно опасных объектов на глубинах до 400 метров; съемка рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров; постановка и обслуживание плавучих предостерегательных знаков; навигационно-гидрографическое обеспечение спасательных и поисковых операций и т. п.
Первое судно проекта названо в честь Георгия Ивановича Зимы — военного гидрографа, капитана I ранга. Он родился 30 марта 1904 года в Анапе в семье кубанских казаков. Служил на Краснознаменном Балтийском флоте. После он закончил курсы командиров запаса по штурманской специальности, поступил в Ленинградский горный институт, но во время учебы был призван на переподготовку на флот и по решению командования оставлен в кадрах флота. Был назначен начальником радиостанции форта «Первомайский», а затем помощником командира гидрографического судна «Азимут». В 1933 году закончил курсы командного состава при ВМУ им. М.В. Фрунзе по специальности «гидрография».
— В 1934 году назначен на службу в Гидрографический отряд. Производил промеры Ладожского и Онежского озер. При его участии были созданы новые подробные карты, которые так пригодились во время войны. В феврале 1941 года назначен начальником Балтийской гидрографической экспедиции, а в октябре того же года — начальником Гидрографического отдела КБФ и в этом качестве прошел всю войну, — рассказали в пресс-службе завода.
Первый день Великой Отечественной войны Георгий Иванович встретил в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), на следующий день он был откомандирован в Таллин в главную базу флота. В июне 1941 года всего за 4 дня были проведены работы по углублению пролива Моонзунд, чтобы вывести из Рижского залива крупные корабли, такие как крейсер «Киров», эскадренные миноносцы и подводные лодки. Георгий Иванович лично принимал участие в знаменитом Таллинском переходе. Он прошел всю войну, руководил гидрографическим обеспечением боевых операций кораблей и частей Краснознаменного Балтийского флота. Во время блокады Ленинграда занимался оборудованием ледовых дорог и трасс на Ладожском озере и в Финском заливе, сыгравших решающую роль в снабжении города продовольствием и боезапасами, а также проводкой десантов и обеспечением операций, проводимых Ленинградским фронтом.
После прорыва блокады, с продвижением советских войск на Ленинградском фронте, занимался гидрографическим обеспечением минного траления и освоением вновь освобожденных и занятых баз. Лично участвовал в десантной операции по захвату островов в Выборгском заливе, в десантной операции на Чудском озере, принимал участие в операции по взятию Кёнигсберга.
Воспоминания Георгия Ивановича о боевых делах гидрографов Балтийского флота вошли в большой сборник мемуаров и архивных материалов «Гидрографы в Великой Отечественной войне», изданный в Ленинграде в 1975 году.
Георгий Иванович закончил войну в звании капитана I ранга и до выхода в отставку продолжал службу в должности помощника начальника Морского картографического института в Ленинграде.
Он награжден 7 орденами и 12 медалями, среди которых орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Нахимова II степени, ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За взятие Кёнигсберга», медаль «За победу над Германией».
Со своей будущей женой Валентиной Александровной Георгий Иванович познакомился еще во время учебы в Горном институте. В 1932 году молодые люди поженились, позднее в семье родилось четверо детей: Георгий, Виктор, Ирэна и Сергей.
Сыновья продолжили династию и стали военными гидрографами. Морскому флоту России посвятил себя и младший внук Денис. Георгий Иванович Зима ушел из жизни 25 августа 1980 года, похоронен на военном кладбище под Санкт-Петербургом в городе Ломоносове.
Фото: пресс-служба завода «Нижегородский теплоход»
Вы также можете читать нас в «ВКонтакте» и Viber, где мы рассказываем интересные и важные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь на наши группы в «ВКонтакте» и канал в Viber.