Продолжаются споры вокруг конкурса среди организаторов школьного питания в Нижнем Новгороде. ФАС России его отменила, но мэрия намерена отстаивать свою правоту в суде. Нижегородские антимонопольщики предлагают не терять время и провести новые торги в соответствии с законом.
Торги на организацию школьного питания в Нижнем Новгороде не проводились десять лет. В результате этот рынок поделили две компании: «Единый центр муниципального заказа» (ЕЦМЗ) кормил учеников 110 городских школ, остальные 43 школы снабжал «Торговый дом "Народный"».
В этом году ситуацию решили вернуть в правовое поле — провели конкурс, выбрав единого поставщика еды в школьные столовые. Контракт ожидаемо выиграл ЕЦМЗ. Многие эксперты считали, что правила торгов были заточены именно под эту организацию.
ФАС провела проверку по жалобе фирмы «Грин Рум», которая сама в тендере не участвовала, обнаружила нарушения закона «О контрактной системе в сфере закупок…» и предписала нижегородской мэрии отменить итоги конкурса.
В администрации не согласились с решением антимонопольщиков и заявили, что будут судиться. Чиновники утверждают, что консультировались с УФАС, разрабатывая конкурсную документацию, и получили его одобрение.
Руководитель нижегородского УФАС Михаил Теодорович объяснил, что именно его ведомству не нравится в организации конкурса для поставщиков школьного питания. Со его слов, специалисты УФАС действительно изучали положение об организации питания в школах и составили «карту минных полей» — узких мест, которые могут быть обжалованы. В результате получился документ, по формальным признакам не противоречащий закону, если бы не одно но, о котором мэрию неоднократно предупреждали.
Закупка для муниципальных нужд может проводиться по двум законам: общий для юридических лиц 223-ФЗ, но если в финансировании присутствует хоть одна бюджетная копейка — только по 44-ФЗ. В конкурсной документации упоминаются дети-льготники, чье питание субсидируется из бюджета, а торги провели по общему закону.
Разница состоит в том, что по 44-му закону определяется максимальная начальная цена — та, что сложилась на рынке. Если этого не сделать, то цена может оказаться какой угодно. УФАС располагает материалами о весьма завышенных ценах в тот период, когда не проводились конкурсы.
Торги способны привести к снижению цены до десяти и больше процентов. По оценкам экспертов, объем рынка школьного питания в Нижнем Новгороде составляет около двух миллиардов рублей, значит экономия может достигнуть 200 миллионов рублей, а то и больше.
По процедуре 223-го закона львиную долю в оценке — до 80% — занимают опыт подрядчика, логистика, удобство. И только на 20% на выбор поставщика влияет цена. Стало быть, сэкономить не получится.
— Мы полагаем, что совершена техническая ошибка. Возможно, кто-то погорячился, кто-то ошибся, всякое бывает, — пояснил Михаил Теодорович. — При принятии действенных мер по ее исправлению эта задача может быть решена весьма скоро. Мы солидарны с главой города в том, что никакие коллизии не должны помешать нормальной организации данного процесса.
Что до намерения мэрии обжаловать решение антимонопольщиков в суде, это их право, заявил руководитель УФАС. Но он советует перевести конфликт в прагматическое русло. Судебные тяжбы отнимут много времени и оттянут срок проведения торгов на неопределенный срок. Между тем новый проект положения о конкурсе, если не тратить силы на суды, можно подготовить довольно быстро. УФАС обещает за две недели составить «карту минных полей».
— Чем позже откладываются торги, тем позже наступит момент, когда начинается экономия. А это потери бюджета, — заметил Теодорович.
На рассмотрении регионального управления ФАС уже находится 17 дел (по количеству участников — поставщиков питания в школьные столовые) по признакам картельного сговора с ЕЦМЗ.
— Заявки на запросы котировок по 223-ФЗ подавала заранее согласованная с заказчиком единственная компания, для которой после заключения договора заказчик пересматривал существенные его условия в сторону улучшения для поставщика: увеличивал количество поставляемой продукции, общую стоимость договора, срок поставки, — рассказал корреспонденту NN.ru эксперт в области госзакупок Александр Кулаков.
Договоры заключались с одними и теми же поставщиками — с 2015 года на общую сумму восемь миллиардов рублей. Эти факты заинтересовали и Следственный комитет. В сентябре этого года возбуждено уголовное дело о контрактах ЕЦМЗ по статье 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».