Журналист портала 72.RU Артур Галиев рассуждает о воспитании детей и потребительстве — нужно ли сегодня делать во дворе яркие и красивые площадки, или детям нужно совсем другое, чтобы взрослеть? Почитайте эту колонку:
Иногда в памяти всплывает пост из соцсетей, где мамочка жаловалась, что рядом с детской площадкой строители вывалили груду кирпичей. «Какой ужас, как детки будут играть?» — искренне переживала она. Я уж было хотел броситься строчить комментарий в ответ, но увидел, что это сделали до меня — молодой человек написал: «У меня в детстве детской площадкой была груда кирпичей».
Стройки, помойки и костры
Это чертовски гениально и отражает всю суть современного воспитания. Я не знаю, как так получилось, но большинство современных родителей создают слишком мягкие условия для жизни и развития своих детей. На детской площадке сломалась ступенька? Какой кошмар, как детки будут подниматься! Ребенок с горки скатился в лужу? Куда смотрит управляющая компания!
У меня в детстве было так: если сломалась ступенька — значит ты должен её перепрыгнуть, скатился с горки и упал в лужу — значит ты слишком тупой, раз не заметил её. У нас во дворе была одна детская площадка, представляющая собой огромную металлическую конструкцию из турников и чего-то похожего на строительные леса. Стояла она на песке, перемешанном с осколками битого стекла и камнями. В таких экстремальных условиях могли вырасти только альпинисты и воркаутеры (ну и журналисты). А какими вырастут дети, которые с малых лет находятся в тепличных условиях?
Нынешние детские площадки — красивые, интересные, интерактивные. Мамочки, увидев бы высокий полуразвалившийся турник (прямо как в нашем детстве), устроили бы истерику. Это же риск для ребенка, он может упасть! Но в этом-то и суть, что детям нужно падать! Желательно ещё и разбивать коленки. Когда мы выстраиваем вокруг ребенка экосистему и тщательно уберегаем его от малейших рисков, то растим поколение неженок, лишенных умения оценивать риски, без закаленной нервной системы.
Мой отец говорил, что мое детство — скучное. До сих пор вспоминает, как отец (мой дедушка) отвесил ему подзатыльник, когда он с ребятами что-то поджег или разрушил. Сам он описывал свое детство тремя словами: стройки, помойки, костры. В этих трех словах, на мой взгляд, скрывается важный фактор воспитания детей — стремление к исследованию и любопытству. Если вечно бегать за ребенком, то он никогда не станет самостоятельным.
Мир жесток, поэтому к нему надо готовиться
Я считаю, что детские прогулки по стройкам сыграли положительную роль в моей жизни. Я рос в 90-е, поэтому вокруг было много заброшенных строек. О комфортных детских площадках никто и не мечтал. Мы искали развлечения как могли, поэтому частенько зависали с ребятнёй на стройках. Любимой игра была «Зомби». Все разбегались в разные стороны и прятались, а «зомби» искал их, «маял», и те тоже превращались в зомби. Некоторые хитрецы после «заражения» бегали с «живыми», подолгу обманывая их, а потом подло атаковали в самый неподходящий момент.
Благодаря этой игре мы будто проходили некий социальный симулятор, когда никому нельзя доверять, нужно проверять всё, что знаешь, постоянно хитрить, а также думать над тем, чтобы не свалиться со второго этажа на груду досок с гвоздями. Травмы были, но не помню, чтобы кто-то из нас серьезно покалечился. Только однажды мой друг Саша порвал куртку, когда прыгнул со второго этажа через окно, чтобы поймать меня. Потом в ванной комнате у Саши дома мы долго отмывали рану. Его мама вместо того, чтобы наорать на нас и побежать жаловаться в соцсети («Снесите эту опасную стройку, дети травмируются!»), вручила нам с Сашей зелёнку и бинт. Максимум, что могли сказать родители: «Не ходи туда, а то получишь». Современная же мамочка, увидев из окна своей квартиры, как мы бегаем по стройке, сняла бы всё на телефон и опубликовала пост в каких-нибудь «Мамочках Тюмени».
Мы сами искали себе развлечения, сами исследовали мир, сами рисковали, а сейчас детям всё подается на блюдечке — вот вам детская площадка, вот вам наколенники и шлемы, чтобы не поранились. Осталось только в шар засунуть, как в старом фильме «Парень из пузыря». Находясь в таких условиях, у нас вырастают ватные дети, не готовые к трудностям, ответственности и рискам.
Маленький потребитель
В тепличных условиях ребенок вырастает потребителем. Такая черта характера формируется и благодаря заботливым родителям, которые заваливают своих детей игрушками. В социальных сетях есть тренд — снимать и вкладывать на YouTube видео, где мама или папа распаковывают сыночку новый набор Lego, Ben10 или что-то ещё, а затем покупают ему новый, а потом ещё один. Дитя совсем не волнуется за свои игрушки. Сломал — купили новую.
В детстве мы с братом и сестрой однажды нашли у мусорных контейнеров ящик с деревянными кубиками. Дождавшись, когда прохожие пройдут, мы вытащили его, отнесли домой и помыли, чтобы самим потом играть с ним. Этими кубиками я играл до тех пор, пока не вырос, а потом ещё играла племянница, пока не выросла.
Кто-то скажет, что беготня на стройке может привести к смерти. Согласен, поэтому не советую в обязательном порядке тащить всех детей на строительные площадки и устраивать там «Форт Боярд». Необходимое чувство риска нужно компенсировать, например, походами в лес.
Главная же ошибка родителей — гиперконтроль над детьми. Надо предоставлять им больше самостоятельности, а не: «Андрюша, я тебе шортики постирала, лежат на полке над шкафчиком, а обед — в холодильнике», — это я слышу от матерей, чьим детям порой по 12 лет. Пусть этот Андрюша сам разогреет себе еду, сам найдет, где ему гулять интересно, а вы лишь должны издалека контролировать, чтобы с ним ничего страшного не случилось.
Конечно, наплевательское отношение к детям — тоже плохо. Примером тому могут быть страшные детские площадки в тюменских дворах, которые мы собрали в нашей подборке. Там уж точно психика детишек готова к суровому миру: смотрите сами эти 10 впечатляющих кадров.
Согласны с автором?
Фото: Ирина Шарова / 72.RU, ЧС Тюмень