Владимир Панов ушёл быстро и неожиданно, почти что по-английски. Его отставка и дальнейший переход в «Росатом» были настолько внезапными, что даже некоторые депутаты подвергли критике его решение, назвав его беспрецедентным для Нижнего Новгорода.
На прощание мэр поблагодарил губернатора, депутатов и своих коллег, также зачитав речь, в которой он упомянул всё наиболее важное, что, по его мнению, было сделано властями за его недолгий срок на посту главы города. Сегодня мы решили пройтись по основным перечисленным им самим пунктам и вспомнить, как Владимир Панов работал в качестве главы Нижнего Новгорода.
Ну а завтра сделать публикацию о том, чем он запомнился уже нам.
Я помню, как в первые выходные после моего избрания в городе начался сильный снегопад и за выходные выпало 2/3 месячной нормы осадков
Такое и правда было, и это было самое начало работы мэра. Владимиру Панову пришлось практически сразу после вступления в должность пройти «крещение снегом». Речь идёт об аномально сильном снегопаде вечером 21 января 2018 года, который продлился около двух дней.
Тогда мэру пришлось задействовать практически все силы коммунальщиков, чтобы Нижний Новгород не застрял в снежных пробках. В те выходные на улицах города трудились более 750 рабочих, на улицы выгнали 300 единиц техники, а всего за одну ночь с улиц Нижнего Новгорода вывезли почти 13 тысяч кубометров снега — это около 800 КамАЗов (учитывая, в обычный 20-тонный КамАЗ умещается 16 тонн). Всего на устранение последствий буйства природы потребовалось около трёх дней.
Нужно отметить, что случившееся и правда подтолкнуло мэра к попыткам решения этого вопроса. В частности, он решил более строго относиться к подрядчикам, выполняющим уборку. Например, в феврале прошлого года подрядные организации города в общей сложности были оштрафованы на 9,5 млн рублей за некачественную работу.
Кроме того, по распоряжению мэра заработал портал «Антиснег», куда нижегородцы могли пожаловаться на заснеженные тротуары и иные зимние беды (группы проекта также работают в Facebook и VK.com). Правда, проект пока что оправдывает себя с трудом: нижегородцы неоднократно жаловались на то, что по их сообщениям не решаются проблемы, в группах накручивают положительные оценки за уборку, а особо недовольных пользователей лишают возможности комментировать.
К началу ЧМ-2018 была открыта новая станция метро
Речь идёт, конечно же, об открытии станции метро «Стрелка», которую в экстренном порядке достраивали, чтобы успеть к чемпионату. Построить-то построили, и даже успели вовремя открыть, что сделать было крайне сложно. Однако чуть позже оказалось, что делалось всё со страшными нарушениями, а рабочим по-нескольку месяцев не платились зарплаты.
Занималась ей печально известная компания «Строительное управление — 620», дочерняя фирма которой задолжала 924 работникам почти 90 миллионов рублей. Компания не расплатилась не только со строителями, но и с субподрядчиками. Задолженность нижегородским организациям перевалила за 100 миллионов рублей. Кроме того, проверка показала, что за всё время строительства почти миллиард рублей был потрачен с нарушениями.
За все эти проделки был задержан и арестован генеральный директор компании Владислав Костенко. Днём позже компанию признали банкротом.
Что до станции, то она вполне работает и поныне, за исключением того, что иногда нижегородцы жалуются на то и дело осыпающийся потолок.
Мы наконец-то избавились от синего забора, который закрывал Нижне-Волжскую набережную более 10 лет
А вот здесь, пожалуй, придраться не к чему. Исчезновения синего забора на Нижне-Волжской набережной нижегородцы ждали очень долго, и это, наконец, случилось. 12 июня 2018 года синий забор пал. Этот знаменательный момент стал своеобразной церемонией открытия обновлённой набережной и, конечно же, попал на видео:
Набережная, за последние два года ставшая популярным местом отдыха для многих нижегородцев, имеет протяженность 9,5 км и реконструировалась в несколько этапов: пришлось досыпать тысячи кубометров песка, частично восстанавливать причальную стенку, убирать старые строительные конструкции, установили 40 тысяч квадратных метров брусчатки. В итоге получилось вполне хорошо, и даже лучше, чем было в советские времена.
Кстати, этот синий забор — не единственный, с которым боролся Панов. Так, например, ещё раньше он заявил, что синие заборы всем надоели, а потому теперь их нужно делать других цветов. Тем не менее, как можно увидеть, их до сих пор в городе предостаточно.
Второй вызов, на который пришлось ответить, — это реформа нижегородского общественного транспорта
Эта веха жизни Нижнего Новгорода при Владимире Панове скорее печальная, хотя и с привкусом перспективы светлого будущего.
В начале 2018 года нижегородские власти твёрдо решили, что общественному транспорту города нужны перемены. В основном это касалось засилья на дорогах частных перевозчиков, маршруты которых в основном дублировали муниципальные. В итоге социальный транспорт терпел убытки, а конкуренция между частниками нередко приводила к печальным последствиям: авариям, сбитым пешеходам и постоянным пробкам.
В течение двух лет московская фирма проводила исследования пассажирских потоков и разрабатывала для Нижнего Новгорода новую транспортную схему. Всего за работу было уплачено 61,5 млн рублей. В итоге к концу 19-го года всё было готово, и изменения начали вступать в силу. Правда, нижегородцы не оценили нововведений и не обрадовались отмене многих маршруток: эту ситуацию они назвали «транспортным адом».
Последствия изменений были настолько серьёзными, что Глеб Никитин попросил Владимира Панова лично заняться этой темой, а также разобраться с тем, чем можно заменить отменённые маршруты. Нужно отметить, что мэр и правда испытывал нижегородский транспорт на себе: то и дело его можно было заметить в различных автобусах, которых по удивительному стечению обстоятельств ему ни разу не пришлось долго ждать.
Но, разумеется, были и позитивные изменения. Так, за последний год администрации действительно удалось обновить автопарк нижегородского муниципального транспорта: было приобретено более 300 новых автобусов, две партии современных московских трамваев (правда, уже бывших в использовании), а в скором времени обещали существенно обновить и троллейбусы.
«Умные остановки» уже работают и меняют облик нашего города
Пожалуй, всё так. Если изначально идея поставить современные остановки с цифровыми дисплеями казалась какой-то дорогостоящей блажью, то уже сейчас нижегородцы к ним привыкли и даже находят их вполне привлекательными.
Идея «умной остановки» проста, а вот исполнение — сложное, ведь их ещё нужно установить и наладить их работу по всему городу. Из функционала в них — карта города, информация о достопримечательностях, возможность вызвать такси и службу спасения, и ещё многое другое. Да и выглядят они, действительно, куда лучше старых обдуваемых всеми ветрами железных будок, которые у нас были до этого.
Кстати, возникла эта идея ещё до избрания Панова, и уже даже всё было согласовано, однако администрации города удалось первой в России применить уникальный комплексный подход к их размещению: устанавливает их «Ростелеком» — компания потратила на этот проект около 1,6 миллиарда рублей, и в течение 10 лет будет использовать их для рекламы (на самом деле, на экранах можно увидеть далеко не только рекламу, но и городские проекты). Ну а по истечении этого срока остановки перейдут в собственность Нижнего Новгорода. В прошлом году мы тоже протестировали, действительно ли эти остановки «умные».
За последние два года мы провели с вами самый масштабный ямочный ремонт на почти 1000 участках дорог города
Дороги — это вечная головная боль Нижнего Новгорода. Судя по тому, как часто сейчас проходят ремонтные работы на различных улицах города, Владимир Панов и правда старательно пытался эту боль облегчить. Так, по его словам, в общей сложности за два года по проекту «Безопасные и качественные дороги» было отремонтировано свыше 90 км. городских дорог, ну а с 2018 года в городе проводится небывалых масштабов ямочный ремонт — уже отремонтировано более 1000 проблемных участков.
На деле же довольно сложно сказать, насколько лучше в городе стали дороги — «Карта убитых дорог» всё так же продолжает пополняться с каждым днём, а в социальных сетях нередко можно встретить жалобы на качество выполненных работ: в ряде случаев то, что делалось в 2018 году, до 2019 просто не доживало.
Тем не менее, для дорог и дорожного движения за эти два года было сделано немало: например, изменена развязка на Пролетарской, что позволило снизить количество ДТП на этом участке в пять раз. Кроме того, на правление мэра выпал и крайне проблемный ремонт Мызинского моста, который удалось открыть раньше на две недели.
В Нижнем Новгороде создана первая в стране сеть пунктов приёма вторсырья нового формата
Наряду с «умными остановками» мэр может запомниться и за весьма позитивный и полезный для экологии проект — пункты приёма вторсырья нового формата под названием «ЭкоПункт».
Это типовой проект, который отвечает всем современным требованиям и нормам, а ещё имеет современный дизайн и оснащение. Пункт рассчитан на прием картона, бумаги, газет, архивов, книг, каталогов, тетрадей, плакатов, отходов полиграфической промышленности, пластиковых отходов, ПВД, стрейч, ПЭТ-бутылок, алюминиевых банок, флаконов из-под моющих средств и шампуней, пластиковых канистр, стеклянных бутылок и банок. Как только открылся первый из них — Владимир Панов посетил его лично и даже заработал 36 рублей, сдав макулатуру.
Сейчас этих пунктов в городе уже более сорока, и, кстати, они пользуются неплохим спросом: например, мы в нашей редакции тоже сортируем мусор и регулярно относим туда. Между прочим, проект заимел успех даже на федеральном уровне: сейчас уже многие другие регионы РФ пытаются следовать примеру Нижнего Новгорода.
Мы провели в новом формате День города
Прошлый День города наверняка запомнился многим нижегородцам из-за того, что в том году его попробовали провести в принципиально новом формате: не устраивать на площади Минина и Пожарского народные гулянья с концертами Газманова и Бабкиной, а распределить его по нескольким точкам города.
Основной площадкой в том году стала Нижне-Волжская набережная: там прошли фестивали городской рыбалки, пляжных видов спорта и аквабайка, исторических квестов и реконструкций, городских танцев, кино и видео о городе, городского барбекю, музыкальных групп, воздушных шаров, ну а под вечер — фестиваль фейерверков. Кроме того, праздник проходил на Щёлковском хуторе, в Сормовском и Автозаводском парках и во многих других точках Нижнего Новгорода. Так было решено сделать для эксперимента, но нижегородцам, похоже, такой формат вполне по душе. Единственная ложка дёгтя — подвела погода, а потому многие празднующие быстро разошлись по домам.
Будет ли и в этом году проводиться День города таким образом — неизвестно, однако это определённо был интересный опыт.
«Горьковская ёлка» уже стала визитной карточкой зимнего Нижнего Новгорода
Многие, в особенности молодые, нижегородцы уверены, что «Горьковские ёлки» — нововведение недавнее, но это совсем не так.
Традиция благотворительных елок, которые позже назовут Горьковскими, появилась в Нижнем Новгороде в 1900 году. Их отличительной чертой была благотворительность: состоятельные нижегородцы готовили для бедняков угощение, а супруга писателя Максима Горького Екатерина Пешкова вместе со знакомыми собирала подарки и шила для нуждающихся детей одежду. По отзывам современников, дети запоминали эти елки на всю жизнь и, уже будучи взрослыми, благодарили Максима Горького, к тому времени ставшего знаменитым писателем, за подаренный праздник. В 2016 году Горьковские елки решили возродить.
Как вы понимаете, возрождены они были ещё за два года до избрания Владимира Панова, однако до него имели отнюдь не такой размах: это были небольшие мероприятия на площадках музеев, библиотек и других учреждений культуры. При последнем же мэре они стали куда масштабнее — это и праздничные шествия, и различные мероприятия для детей, и игры, и многое другое. Сейчас слава о них уже облетела всю страну, и в Нижний Новгород зимой даже приезжают туристы, чтобы в них поучаствовать.
За два года мы вместе с вами провели 20 открытых встреч с жителями
Владимир Панов ввёл традицию ежемесячно общаться с жителями различных районов Нижнего Новгорода в порядке очереди. В назначенную дату он встречался с нижегородцами на различных площадках, слушал жалобы и предложения, а также помогал решать различные вопросы горожан. Всего за два года было проведено 20 таких встреч.
Увы, проходили они не всегда гладко, а один раз даже со скандалом. Так, например, в конце сентября прошлого года пожилая женщина попыталась прорваться к Панову и высказать всё, что она думает, но он навстречу ей не пошёл: на глазах мэра и десятков людей пенсионерку из зала выводила полиция.
Тогда действия главы города вызвали немало осуждения, так как по мнению многих горожан, он мог решить этот вопрос и без вмешательства правоохранительных органов. Позже пресс-служба администрации заявила о том, что выведенная из зала женщина — известный провокатор и не намеревалась вести конструктивный диалог.
Но, разумеется, такие встречи принесли и немало пользы: десятки частных вопросов были решены, а пожелания горожан учтены. Так, например, был возвращён статус индивидуальной жилой застройки посёлкам Стригино, Гнилицы и Нагулино. А в минувшем феврале прокуратура начала проверку в отношении ДУКа Московского района после жалоб местных жителей.
В целом отношение нижегородцев к таким встречам скорее склонялось к положительному — если мэру удавалось решить не все проблемы, то хотя бы услышать о том, что они есть. Порой, в некоторых районах города людям даже не хватало мест из-за слишком большого количества пришедших на встречу с главой города.
Несмотря на недочёты и откровенные промахи, всего за два года Владимир Панов успел сделать немало для Нижнего Новгорода. Пока что неизвестно, кто станет следующим мэром, однако редакция NN.RU надеется, что следующий кандидат учтёт как ошибки, так и достижения своего предшественника.
А как вы относитесь к работе Владимира Панова на посту мэра?