Разработку уникального транспортного средства, сочетающего свойства корабля и самолета, начали в Нижегородской области. Экраноплан будет передвигаться на высоте примерно 3 метров, используя экранный эффект, со скоростью почти до 500 км в час.
Разработкой экраноплана уже занимается ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева. Специалисты готовят несколько проектов, и все они находятся в высокой степени проработки.
— Во-первых, идут разработки современных экранопланов для пассажирских перевозок и нужд МЧС, — сообщил первый заместитель губернатора региона Евгений Люлин. — Морской экраноплан нового поколения А-050 (или «Чайка-2») сможет выходить на необорудованный берег, перевозить до 100 человек, лететь над водой на огромной скорости, а при необходимости — подниматься в воздух на высоту до 3000 метров, преодолевая препятствия.
Речной пассажирский экраноплан А-020 (или «Ракета-3») предназначен для круглогодичной скоростной перевозки 40 пассажиров. Проект очень востребован в регионах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где слабо развита сеть автомобильных дорог, а период навигации привычного водного транспорта очень небольшой из-за суровых погодных условий.
По словам Евгения Люлина, первый в мире экраноплан разработали в Горьком представители нижегородской конструкторской школы Ростислава Алексеева в 80-х годах прошлого века:
— Разработка нижегородских конструкторов несколько десятилетий назад поразила весь мир. За рубежом экраноплан даже окрестили «Каспийским монстром» за его уникальные свойства и фантастическую скорость на воде. В прошлом веке были построены несколько таких судов: три десантных экраноплана «Орленок» и один ракетный экраноплан «Лунь». К сожалению, в конце прошлого века проект забросили из-за недостатка финансирования. Мы чуть было не потеряли навсегда уникальные, перспективные технологии. Сейчас есть все шансы исправить историческую несправедливость и возродить производство легендарных экранопланов. Нижний Новгород вновь сможет подтвердить звание центра инновационных технологий.
Ранее ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева разработало и построило инновационное судно на подводных крыльях «Валдай 45Р». Кстати, один из маршрутов уже начал функционировать.