Трое экс-полицейских — Сергей Лебедев, Николай Атамашко и Алексей Хрулев, — которых обвиняют в пытках, хотели признать заявление на них ложным доносом. Следователи им отказали, поскольку судмедэксперты подтвердили факт избиения. Теперь сами полицейские находятся под следствием.
Бывшие полицейские хотели возбудить уголовное дело о ложном доносе на Леонида Мурского. Тот обратился в Комитет против пыток пять лет назад. Он рассказал, что 17 марта его задержали и доставили в отдел полиции № 7. Там сотрудники полиции начали выбивать у него признание в продаже наркотиков.
— В кабинете я сел на стул, после чего сразу получил от полицейского удар в лицо. При этом он грубо сказал: «Такая тварь, как ты, должна сидеть на полу, еще не заслужил сидеть на стуле», — вспоминал Леонид.
По словам Мурского, несколько сотрудников полиции его били, обещали вывезти на Гребной канал и там утопить.
— Я уже был весь в крови, воспринимал обещания вывезти меня на Гребной канал как прямую угрозу моей жизни, поэтому под диктовку полицейского написал явку с повинной. Также под диктовку они заставили меня написать подробности изготовления наркотических средств, — рассказал Леонид.
Позднее Мурского осудили на четыре с половиной года. Но в тот день он снял побои в травмпункте. Судмедэксперты зафиксировали сотрясение головного мозга, кровоподтеки и ссадины лица, лобной области, кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области.
— Повреждения, входящие в комплекс закрытой черепно-мозговой травмы, носят характер тупой травмы, т.е. образовались от действия тупого предмета, механизмом возникновения которых является удар, сдавление, трение, — говорится в заключении экспертов. — Данную травму следует расценивать как причинившую легкий вред здоровью. Возможность образования повреждений у Мурского Л. Г. в срок и при обстоятельствах, указанных им в объяснении от 23.06.2015 года, не исключается.
Юристы Комитета против пыток обратились в интересах Леонида Мурского в Следственный комитет и в управление собственной безопасности МВД. За время проверки следователи вынесли шесть постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе Мурского о пытках.
Тогда в 2017 году правозащитники обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека. Через два года уголовное дело все-таки было возбуждено за превышение полномочий с применением насилия. Сейчас бывший заместитель начальника 6 отдела управления нижегородского угро Сергей Лебедев, экс-начальник отделения по борьбе с наркотиками города Бор Николай Атамашко, бывший начальник межрайонного отделения № 3 (дислокация г. Бор) 6 отдела угро Алексей Хрулев находятся под подпиской о невыезде.
Расследование этого уголовного дела из-за пандемии коронавируса уже дважды приостанавливалось. Сейчас оно возобновлено. После того как обвиняемые закончат с ним знакомиться, дело будет направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.
Но еще год назад экс-полицейские обратились в следком с заявлением о заведомо ложном доносе Леонида Мурского. За это время им отказали трижды, недавно — в очередной раз.
— Встречные заявления об оскорблении или применении к ним насилия — достаточно частое явление в делах по обвинению полицейских в пытках, но заявления о ложном доносе в своей практике мы встречаем редко, — рассказал юрист Комитета против пыток Сергей Шунин. — Как отметил следователь в постановлении об отказе в возбуждении дела, доводы заявителей о ложном доносе Леонида Мурского следует считать их избранной позицией защиты с целью избежать грозящего им наказания.
История как две капли воды похожа на прецедент, созданный в Нижнем Новгороде год назад. Игорь Крайнов заявил, что трое полицейских избили его и подбросили наркотики. После придания ЧП огласки полицейских арестовали.
Напомним, месяц назад бывший начальник уголовного розыска ветлужского отделения полиции Антон Мерлугов получил условный срок за то, что избивал подозреваемого доской и обогревателем.