В Нижнем Новгороде несколько дней стоит оттепель, и улицы города наполнились грязью и снежной кашей. Откуда берется надоевшая всем жижа и может ли современный город пережить зиму без нее? NN.RU подготовил фоторепортаж с улиц города и попытался разобраться в альтернативах песко-соляной смеси.
Почему так грязно?
Грязь, которую мы видим каждый раз, когда температура воздуха на улице начинает колебаться у отметки в ноль градусов, по мнению экспертов, состоит из двух компонентов — нашей нижегородской земли с газонов и нашего же нижегородского песка, которым практически ежедневно посыпают дороги и тротуары коммунальщики в составе песко-соляной смеси.
При повышении температуры снег начинает таять, превращаясь в воду, которая замешивается с землей с газонов, песком и солью и пускает по нижегородским улицам реки жижи, растворяющей обувь и кузова автомобилей. Причем жители Нижнего Новгорода заметили, что именно в этому году грязи особенно много, а, вместо того чтобы убрать снег и посыпать особо опасную наледь, снегоуборочная техника и дворники распространяют песко-соляную смесь по улицам без их очистки.
Больше снега — больше воды — больше жижи, к которой присоединяется земля, выносимая с газонов тающими сугробами. Эксперты считают, что это забивает ливневки и вовсе остается на улицах до самой весны.
Зачем использовать эту смесь?
Песко-соляная смесь обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и плавит лед даже при отрицательной температуре. В специфике холмистого рельефа Нижнего Новгорода это особо важно. Руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов заявляет, что повышенный интерес к закупке большого количества песка и соли обуславливается заинтересованностью нижегородских чиновников насыщать контрактами поставщиков противоскользящей смеси.
— Состав думы осенью сменился, и теперь комиссия по экологии говорит: «Реагенты? Зачем реагенты? Песко-соляная смесь! Она же дешевле…» Понимаем, что и там, и там происходят какие-то странные игрища, и кто-то кого-то лоббирует, — отмечает Асхат Каюмов в своем видео, опубликованном в декабре 2020 года.
Какие последствия несет использование песко-соляной смеси?
Искусственно созданная грязь взвесью поднимается в воздух на высоту до пяти метров и оседает на всём, что находится в городе. Это могут заметить автолюбители, которым нужно постоянно использовать стеклоомыватель из-за летящей грязи. Этим же дышат горожане и животные, а на колесах автомобилей грязь уезжает во дворы, в том числе и на газоны. Из-за большого количество оставшейся соли и агрессивной среды гибнут трава и деревья.
— Поэтому каждый год мы с вами своими руками убиваем зеленые насаждения в городе. Потом удивляемся, что у нас растет заболеваемость болезнями органов дыхания. Я уж не говорю про такие пустяки, как гниющая обувь и раны на ногах у животных, — рассказывал про вред от песко-соляной смеси глава экоцентра «Дронт» в одном из своих видео.
А есть ли альтернативы?
В том же видео Каюмов приводит опыт стран Скандинавии и Прибалтики, которые используют для посыпки проезжих частей более дорогостоящую, но более экологичную гранитную крошку. К тому же, по словам Асхата Каюмова, ее даже можно использовать повторно, фильтруя на станциях снеготаяния. Несколько лет назад идею с гранитной крошкой в администрации поддержали, но затем пришли теплые зимы, и эту мысль отбросили. С тех пор сменилось несколько поколений профильных чиновников, а разговоры об инновациях поутихли.
Напомним, в ноябре 2020 года депутаты городской думы предложили перейти коммунальщикам на использование химических реагентов. Руководство департамента транспорта и дорожного хозяйства отклонило эту идею, заявив, что использование химии обойдется слишком дорого.
Депутаты усомнились в точности расчетов, поскольку песко-соляная смесь весной забивает ливневки, а летом песок разносится ветром по городу и оседает в легких нижегородцев — и ликвидировать эти последствия гораздо дороже.