С апреля до середины июля в вооруженные силы России отправятся около 3000 нижегородцев. С какими проблемами они могут столкнуться во время призыва и службы? Дедовщина, денежные поборы, отсутствие адекватного лечения? Корреспондент NN.RU пообщался с председателем областного комитета солдатских матерей Натальей Жуковой о проблемах современной армии.
Во время призывной кампании «Весна — 2021» из Нижегородской области планируется призвать около 3 000 человек, из Нижнего Новгорода — около 960-ти. Первая отправка призванных на военную службу граждан планируется после 20 апреля.
По данным военного комиссариата Нижегородской области, они будут направлены во все виды и рода войск. Более 600 нижегородцев будут призваны для службы в элитных воинских частях: Президентском полку Федеральной службы охраны, Преображенском и Семеновском полках, воздушно-десантных войсках и др. Около 400 призывников будут проходить службу в войсках Национальной гвардии России, 20 будут направлены в научные роты.
— Наталья Станиславовна, как сейчас нижегородцы относятся к службе в армии? Изменилось ли что-то за последние годы: какой выбор делают молодые люди — служить или «бегать» от повестки?
— Служить или не служить? Давайте разбираться. В России действует Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», по которому все молодые люди мужского пола от 18 до 27 лет подлежат призыву на военную службу. Кроме тех, кто освобожден от призыва и кому предоставлена отсрочка от призыва. Таким образом понятно, что проходить военную службу по призыву на основании действующего законодательства — это обязанность. Тем не менее остается большое число молодых людей, которые стараются избегать посещения военкомата по разным причинам.
Раньше это в основном была боязнь пресловутой «дедовщины» — термин, которым называли все насильственные и моральные издевательства в армии. Усилия, принятые разными органами и организациями, такие как: уменьшение срока службы до 1 года; перевод обслуживания войск Министерства обороны на аутсорсинг; запрет использования солдат на работах, не связанных с военной службой; активная работа военной прокуратуры; деятельность комитетов солдатских матерей позволили в основном преодолеть это позорное первобытное явление в армейских отношениях. Совсем избавиться от пыток и унижающих человеческое достоинство отношений в армии пока не удалось. Эти случаи возникают и сразу становятся публично осуждаемыми, но они не носят массового характера, как раньше. Об этом говорит и сокращение почти в четыре раза за последние 10 лет числа осужденных военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне. Так почему же остается еще большое число молодых людей, которые не спешат пополнить ряды солдат?
Очень мало из тех, кто не спешит появляться в военкомате, обращаются в нашу организацию. Они приходят уже тогда, когда у них возникает проблема предъявить по месту работы или учебы документ воинского учета (приписное удостоверение или военный билет). При внимательном рассмотрении их ситуации выясняем, что в большинстве случаев эти призывники должны быть освобождены от военной службы по здоровью, но они боялись, что в военном комиссариате не будут учтены их заболевания. Почему у них сложилось такое мнение? У кого-то есть опыт друзей, которых отправили в армию с отклонением в здоровье, а в армии все болячки обостряются, у кого-то в военкомате отказались брать и рассматривать медицинские документы из частных клиник, что является нарушением. Часть молодых людей, имеющих хорошую доходную работу в какой-нибудь частной компании, боится ее потерять, так как его не будут там ждать и держать для него место целый год.
Но нам известны и другие случаи, когда молодой человек, имеющий серьезные отклонения в здоровье, мечтает работать в какой-нибудь силовой структуре и наивно полагает, что если он скроет свои заболевания и через силу отслужит год в армии, то его уж точно возьмут туда, куда он стремится. Эти романтики глубоко ошибаются. Армия — серьезные испытания физической и моральной выносливости, которые быстро выявляют все скрытые при призыве отклонения в здоровье.
— С какими жалобами к вам чаще всего обращаются близкие военнослужащих и они сами?
— Через некоторое время после окончания очередного призыва к нам начинают поступать обращения родителей вновь призванных или самих солдат. В основном они касаются жалоб на ухудшение состояния здоровья в армии. На то, что командование игнорирует жалобы солдата и отказывается его госпитализировать. На то, что в медпункте или госпитале врач говорит больному солдату: «Ты здоров, просто не хочешь служить». Или недолеченного солдата выписывают в часть, а через несколько дней он опять оказывается на госпитальной койке — и так по несколько раз, иногда до полугода.
В основном это все те солдаты, которые были незаконно призваны. Чье состояние здоровья, диагнозы не были учтены врачами при призыве. Однако этих солдат госпитальные врачи не торопятся тщательно обследовать, ставить диагноз и определять степень нарушения функций, с которыми солдат подлежит увольнению с военной службы. Не торопятся представлять на военно-врачебную комиссию для вынесения решения о категории годности, которая позволит уволить такого солдата из армии. В комитете солдатских матерей таких случаев довольно много накопилось за 2019–2020 годы. Часть из них была размещена в итоговом докладе по проекту Фонда Президентских грантов «Закон и право для призывников и военнослужащих».
Есть единичные жалобы на противоправные действия по отношению к солдатам по призыву как со стороны сослуживцев, так и со стороны офицерского состава. Как правило, они разрешаются с помощью военной прокуратуры, которая проводит проверку наших обращений, и в случае подтверждения дело передается в военно-следственный отдел.
— В обществе сильно мнение, что в вооруженные силы призывают около 30% молодых людей, у которых есть проблемы со здоровьем. Достоверная ли эта статистика?
— Мы не видели какой-либо официальной статистики по этому вопросу. Вспоминаются сетования некоторых командиров частей в те времена, когда мы могли приехать в часть и разговаривать там и с солдатами, и с офицерами, которые с явным огорчением говорили, что 30% новобранцев нельзя давать в руки оружие. Но это было точно более пяти лет назад.
Как обстоят дела в настоящее время, сказать трудно: ни Министерство обороны, ни военная прокуратура не публикуют какую-либо информацию, статистику о качестве новобранцев с точки зрения здоровья. Однако судя по тому, как проводится призыв на военную службу, и не только у нас в Нижегородской области, но и в других регионах, по свидетельству работающих там комитетов солдатских матерей, около 30% призывников в первые месяцы службы оказываются на госпитальной койке с теми заболеваниями, которые были проигнорированы при призыве.
Ведется статистика досрочно уволенных с военной службы солдат, в свидетельстве о болезни которых стоит формулировка «Общее заболевание». То есть это заболевание, которое было у призывника до призыва. Чтобы была написана именно такая формулировка, необходимо передать врачу медицинские документы с установленными до призыва диагнозами, которые были проигнорированы при призыве. Это называется «брак призыва», и за него в отношении виновных, которые его допустили, следуют определенные санкции. Однако мы видим, что ни командование, ни военные врачи не торопятся обследовать солдата и признавать его незаконно призванным, его увольняют спустя несколько месяцев по заболеванию с формулировкой «получено при прохождении военной службы», и все довольны: для военного комиссариата не страдает статистика, а солдат с такой формулировкой получит страховку. В минусе только бюджет, так как призыв на военную службу, обследование и лечение, выплата страховки незаконно призванным солдатам дорого обходятся государству. Стоимость койко-места в госпитале составляет около 3500 рублей в день.
— Что происходит с такими призывниками уже во время службы?
— Больной солдат в армии точно не нужен. Он — обуза для командира и мишень для неприязненного отношения к нему сослуживцев, которые вынуждены нести службу за себя и за него со всеми вытекающими последствиями.
Мы всегда говорим нерадивым мамам, которые считают, что ее нездоровый сын как-нибудь отслужит год, — ведь это «не так уж много». Зато потом сможет устроиться работать на хорошее место. Существует ложное мнение, что для не служивших в армии по здоровью молодых людей закрыты все престижные доходные места в государственных и частных структурах.
Еще раз необходимо сказать, что для нездоровых призывников может быть закрыта только возможность устроиться на работу в силовые органы. Из опыта нашей многолетней работы можем сказать, что призывника, имеющего заболевание, не совместимое с прохождением военной службы, легче отстоять во время призыва, чем вытаскивать его из крепких объятий армии, когда он и служить не может, и его не увольняют долгое время. А солдат в течение нескольких месяцев кочует «госпиталь — санчасть — госпиталь — санчасть».
— Насколько остро сейчас стоит проблема дедовщины или есть куда более серьезные проблемы?
— Мы не используем эвфемизм «дедовщина» для тех противоправных действий и отношений, которые могут возникнуть между военнослужащими рядового состава, между солдатами и офицерами. Все они имеют вполне определенные названия и меру наказания в статьях Уголовного кодекса.
Надо констатировать, что в армии значительно снизилось число межличностных преступлений как при отсутствии между военнослужащими отношений подчиненности, так и в отношении вышестоящих и нижестоящих по званию и должности. Более актуальным стал вопрос поборов с военнослужащих и по призыву, и по контракту «на хознужды». Одни воспринимают эти поборы как должное и не жалуются, а другие просто боятся жаловаться, чтобы не слыть стукачами и не подвергаться давлению со стороны тех, кто не считает эти поборы криминалом.
Но, если офицер требует с солдата деньги на починку какой-нибудь техники — это точно можно отнести к прямому вымогательству, так как всегда должен быть определен виновный в поломке этой техники и определен размер ущерба, который он обязан возместить. Однако, по нашим наблюдениям, для военнослужащих по призыву и их родителей наиболее важным является вопрос сохранения здоровья военнослужащих, своевременного направления на обследование и лечение, добросовестного отношения врачей медицинских пунктов и госпиталей к обследованию и лечению военнослужащих по призыву.
— Как родители могут понять, что пора обращаться за помощью, даже если их сын не рассказывает о каких-то сложностях?
— Если сын не рассказывает о том, что с ним происходит, что ему плохо, это говорит об отсутствии доверительных дружеских отношений между ним и родителями. Есть и другая крайность, когда, оказавшись в армии, такой домашний мальчик начинает терроризировать родителей, рассказывая им об армейских ужасах, и умоляет любыми способами забрать его. Родители в панике, верят во всё это, страдают и даже строят планы похищения.
На самом деле такое поведение сына говорит об его эгоизме и неподготовленности к тому, что он не исключительный, что вокруг него разные люди с разными характерами, жизненными установками, образованием, с которыми надо жить год и принимать их такими, какие они есть. В то же время не давая им повода третировать себя. Об этом надо задумываться родителям до того, как сын окажется в армии. Именно эту моральную подготовку к жизни в армейском коллективе родители могут взять на себя и договориться с сыном, что он будет отправлять им SOS только в случае реальной опасности для него, для его здоровья.
— Куда можно обратиться за консультацией и помощью?
— Обращаться можно в разные органы и организации: государственные, правоохранительные, общественные. Только надо четко понимать, с чем вы собираетесь обращаться и какие вопросы может разрешить тот или иной орган. Если вы знаете, что нарушаются ваши права, то обращайтесь в военную прокуратуру.
Кстати, в каждой воинской части на видном месте должен быть размещен номер телефона гарнизонной военной прокуратуры. Свои проблемы, связанные с нарушением прав, надо формулировать четко, ясно, доказательно. Ваши эмоции, изложенные в обращении, без описания конкретных нарушений не помогут объективному разбирательству по вашему обращению.
Не бойтесь указывать фамилии тех, кто нарушает законы и права человека, подробно изложить конкретные факты и фамилии пострадавших. Военнослужащим по призыву надо отбросить навязываемое ложное представление о том, что солдат должен терпеть не связанные с военной подготовкой так называемые «тяготы военной службы». Еще раз: физические и моральные издевательства со стороны сослуживцев и офицеров определяются статьями Уголовного кодекса и не могут трактоваться как традиционно сложившиеся условия военной службы.
Призывники также могут обращаться в военную прокуратуру, если нарушения исходят от сотрудников военного комиссариата. Но хочется предостеречь призывников и их родителей от обращения в сомнительные фирмы, которые обещают быстро за определенную плату получение военного билета, или к таким же деятелям — одиночкам. Если хотите разобраться в законности проведения тех или иных мероприятий по призыву, определения категории годности, при возникновении проблем у сына в армии приходите, звоните, пишите на электронную почту нашей организации. Мы всегда рады помочь вам и профессионально, с глубоким знанием законов и подзаконных актов разъяснить ваши права и помочь в случае их нарушения.
Обратиться в нижегородский комитет солдатских матерей вы можете по адресу Большая Покровская, 43 или по телефону (831) 437–36–20. Также вы можете написать о своей прблеме на почту nnksm.zhukova@yandex.ru.
Напомним, что весной 2020 года на защиту Родины встали 3000 нижегородцев. Почитать о том, каким образом организован призыв во время пандемии, вы можете в нашем специальном материале. Ребят постоянно тестировали на ковид.