«И что, мне теперь в Волге одежду стирать?» С этого вопроса началось очередное утро в редакции. А всё потому, что накануне кто-то из нас зашел в магазин за стиральным порошком и обомлел: там, где он еще остался, цена взлетела так, что проскочила мысль — а не пойти ли уже стираться на реку?
И тут мы задумались: а что, если... Что, если нам снова придется лезть в погреба за закрутками, доставать из шкафов запыленные кассеты и шаманить над настойками из трав, чтобы избавиться от головной боли? Из всех этих вопросов и родился наш фотопроект-фантазия. Фотопроект, который, мы надеемся, так и останется просто шуткой.
Практически сразу после начала спецоперации об уходе с российского рынка заявили кинокомпании The Walt Disney Company, Warner Bros. и Sony. Из-за этого мы потеряли большую часть мировых новинок кино, зато вспомнили такую нетленную классику, как «Брат» (а еще кое-где в кинотеатрах до сих пор можно посмотреть нового «Человека-паука» и «Анчартед», которые, кажется, решили остаться с нами до последнего).
Кассетные проигрыватели, конечно, вряд ли снова станут неотъемлемой частью жизни каждого из нас (как и ларьки с пиратскими дисками за 40 рублей). Хотя…
Недавно из России, хлопнув дверью, ушел стриминговый сервис музыки Spotify. Вместе с этим Apple Music перестал принимать оплату картами Visa и Mastercard. А на российских музыкальных платформах перестали выходить западные новинки. Причина тому — приостановка работы в России лейблов Warner Music, Universal Music и Sony Music.
Звучит это всё, конечно, грустно, но вы только представьте, как круты сейчас окажутся все те, кто после года эдак 2010-го решил не выкидывать все свои кассеты и диски с музыкой, а отложить их в далекий шкаф. А еще — сколько новых радиостанций откроет для себя каждый, кто после того же 2010 года вообще забыл о существовании радио.
А теперь про персональную боль держателей айфонов (или нет?). С одной стороны, Apple Pay отключили, а App Store удаляет российские приложения, с другой — как оказалось, без бесконтактной оплаты и приложений прожить худо-бедно, но можно. Официально технику Apple перестали ввозить в Россию в марте, но что бы мы делали без параллельного импорта, благодаря которому последние айфоны совсем скоро можно будет найти на прилавках магазинов? Хотя, честно говоря, их и раньше можно было найти — серый рынок никуда не делся.
Ну тут всё и так понятно. В марте с российского рынка один за другим начали уходить алкогольные бренды. В то же время несколько западных стран объявили о запрете продажи российского алкоголя на своей территории.
И тут у знатоков и экспертов мнения расходятся: кто-то говорит, что проблем со спиртными напитками в стране особо быть не должно (цены разве что вырастут), а кто-то — что уход западных компаний может сильно ударить по российскому алкобизнесу. У нас же есть подозрение, что теперь стойкий запах браги будет доноситься из квартир и дач чаще, чем хотелось бы.
С марта мы то и дело слышим истории, как люди не могут купить в аптеке жизненно необходимые лекарства, будь то гормоны щитовидной железы или препарат от астмы. Пока эти случаи списывают на ажиотажный спрос.
Мы сами надеемся, что ни о каком серьезном дефиците лекарств рассказывать не придется, но… Что, если в один момент нам все-таки придется достать потрепанные годами книжечки с бабкиными рецептами?
То, что цены на продукты, мягко скажем, подросли, не заметил только ленивый. Так, если верить Нижегородстату, с 25 февраля по 22 апреля картофель подорожал на 21%, макароны — на 16%, хлеб — на 9%, цена на многострадальный сахар подскочила аж на 53%, а свекла и лук вообще теперь на вес золота — они подорожали на 58% и 64%. Зато с огурцами всё хорошо. Огурцы подешевели на 22%.
Рекомендуем все-таки позвонить вашей любимой тете Гале из села Каменки и поинтересоваться, нет ли у нее в погребе десятка килограмм картошки и пары лишних банок с соленьями как у нее здоровье, как внучки поживают.
Большая стирка нынче превратилась в настоящую роскошь. Цены на порошок (причем как на зарубежный, так и на отечественный) взлетели до небес. Порой кажется, что производители просто решили посоревноваться друг с другом в их взвинчивании. И если раньше какие-нибудь капсулы для стирки белья можно было найти за 300 рублей, то сейчас придется устроить настоящий квест по поиску упаковок, стоящих меньше 500 (кстати, если вы найдете дешевле, то дайте нам знать).
Ситуация с ценами на стиральные машины тоже не очень обнадеживает. По данным Росстата, в апреле они подорожали аж на 46%. А если отследить рост цен на каком-нибудь Wildberries, то получится, что в среднем стиральные машины с начала спецоперации стали дороже на 75%.
Неприятный подарок к 8 Марта подготовили для дам и косметические компании. Закрылись магазины косметики «Иль де Ботэ» и Sephora. А недавно о своем уходе заявила еще и компания Coty (а ей так или иначе принадлежат бренды Max Factor, Rimmel, Guess, Londa, Gucci, Hugo Boss, Calvin Klein, Miu Miu, Tiffany & Co). Компания Estee Lauder (производит ароматы Tom Ford и Jo Malone, владеет MAC, Clinique, By Kilian, Le Labo) вообще объявила о приостановке деятельности прямо в Международный женский день.
Но ничего, девочки, белорусская косметика с нами до конца! И подручные народные средства вроде угля и свеклы — тоже.
Шум о дефиците предметов личной гигиены в начале марта тоже дошел до каждого. С полок магазинов тогда начали сметать прокладки — «всё равно ведь понадобятся, так лучше уж по старой цене купить». И хотя сейчас, кажется, дефицит и рост цен на товары первой необходимости спали, кто-то точно всё еще подумывает, где же достать пару ненужных простыней.
Цены покусились даже на самое святое — туалетную бумагу! Одно хорошо: сейчас с ее наличием в магазинах проблем нет, хотя в первые дни февральско-мартовского ажиотажа народ по старинке решил прикупить себе пару-тройку лишних пачек. Опять же — «всё равно ведь понадобится».
Но эксперты еще в марте предупредили, что некоторые неудобства нас все-таки могут ждать. Например, в случае перебоев с поставками целлюлозы, используемой для производства бумаги, нам придется довольствоваться только продуктом экономкласса. Так что говорим привет туалетной бумаге из Набережных Челнов и... лопухам?
Как вы думаете, ждет нас такое будущее?