Город репортаж Задушить Воротынец. Как крупный нижегородский бизнесмен за несколько месяцев сделал невыносимой жизнь в старинном поселке

Задушить Воротынец. Как крупный нижегородский бизнесмен за несколько месяцев сделал невыносимой жизнь в старинном поселке

Власти утверждают, что не знали, зачем предприниматель покупает сельскую землю

Желто-зеленая жижа разливается рядом с Воротынцем после незаконного появления асфальтного завода

В старинном поселке Воротынец уже несколько месяцев невозможно вдохнуть полной грудью. Смрад стал более ощутим, когда температура за окном поднялась выше нуля.

Всё началось с того, что на сельхозземлях незаконно начали строить асфальтовый завод. Участок под него приобрела крупная дорожно-строительная компания, принадлежащая семье Едигарянов — крупных нижегородских бизнесменов. На этой земле с давних пор располагалась «канализация открытого типа» и выводила нечистоты подальше от поселка.

Зимой после начала строительства рабочие раскопали канализацию, а землю, пропитанную нечистотами, свезли прямо под окна жителей. Стройка завершилась, снег сошел. Теперь поля под Воротынцем заливает неработающая канализация, отравляя всё живое, в том числе местные речушки.

Жители подозревают, что местные чиновники с крупными бизнесменами в сговоре.

Технологии смутного века

— За территорию, частная собственность, — увидев журналистов, машет руками начальник участка. Грозится вызвать полицию: «Никаких комментариев не даем».

Из перепаханной гусеницами земли торчат барабаны и цилиндры асфальтного завода. Перед ними — пересохший ров с нечистотами. За рвом стоят жители на трассе, а за трассой — озеро зеленовато-желтой жижи. Сложно описать запах, который там стоит. Что-то среднее между гнилью и плесенью. Нечистоты растекаются по полю в паре сотен метров от кладбища.

— Они прямо перед нашими домами зимой вырыли котлован и вот эти фекальные массы перевозили нам, — жалуется жительница Юлия Степюк.

Поселок Воротынец был основан в смутном XVII веке. Возможно, с тех самых пор в нем есть ров, о котором идет речь, — часть «канализации открытого типа», или если по-простому, то канава, которая уводила нечистоты от поселка со стороны физкультурно-оздоровительного комплекса «Волга». Там и раньше запах стоял так себе, но сейчас эту канаву закопали, чтобы построить завод. Фактически эту допотопную систему канализации сейчас перекрыли, и нечистоты стали вытекать в открытое поле.

— Озеро фекалий начинает расти. И запах такой, что нам окна не открыть, — говорит пенсионер Алексей Крылов. Эти «ароматные нотки» разбавляют выхлопы от спецтехники и мазутные пары с завода.

Недалеко от зловонного «озера» течет речка Чугунка. Местные рыбаки говорят: после появления строителей вода в ней испортилась. Встав на небольшой мост, раскинувшийся в сторону Васильсурска, можно ощутить затхлый запах, увидеть бурное цветение.

Чугунка впадает в Суру, Сура — в Волгу.

Земля не для жителей

Улице Ладейнова, рядом с которой построили завод и где стоят дома жалующихся на запах жителей, всего десять лет. Она была названа в честь погибшего в Афгане сапера из Воротынца. Жители на Ладейнова не коренные. В Нижегородский край они переехали в поисках лучшей жизни. Например, Юлия Степюк вместе с мужем приехала сюда из Подмосковья, пенсионеры Крыловы — из Мурманской области. Вместе с другими жителями c улицы они не раз воевали с местными властями за благоустройство. Пришлось самим проводить газ, воду, дорогу к домам.

Мария Петрова — многодетная мама. У нее четверо детей: старшему — девять лет, младшему — три месяца. В прошлом году она хотела взять землю под сад напротив дома, но в администрации сразу обозначили, что на эту землю есть желающие поинтереснее:

— Позвонили, сказали: «Сходите в администрацию, оформите сертификат», — тихо говорит Петрова, опустив голову. — Мы теми же ногами пошли. Меня почему-то отправили к кадастровому инженеру, а кадастровый инженер сказал: «О, нет, там желающих на эту землю много».

Было у отца три сына

Землю передали крупному нижегородскому бизнесмену Эдгару Едигаряну. Он вместе с братом Рудольфом и отцом Мартином владеет дорожной компанией «Гранит». Фирма является одним из основных подрядчиков нижегородского «Главного управления автомобильных дорог».

ООО ДСК «Гранит» — крупная нижегородская дорожно-строительная компания, основанная в 1992 году. Фирма участвовала в строительстве автодороги Шопа — Иваново — Нижний Новгород, реконструкции трассы М-7 «Волга», дороги от Нижнего до Кирова. Возводила Дом культуры в поселке Воскресенское, здание «Вер­хне­волжскнеф­тепро­вода» и «Транснефти» в Нижнем Новгороде. Сейчас в компании работает около 700 сотрудников. За 2021 год выручка фирмы составила 2,1 миллиарда рублей.

Учредитель «Гранита» — 67-летний Мартин Едигарян родом из Тбилиси. Как следует из документов, которые он подавал в избирательную комиссию, в 1987 году он был судим за дачу взятки. Последние годы Едигарян — депутат и член фракции «Единой России» в Нахратовском сельсовете.

У бизнесмена три сына: Эрнест, Эдгар и Рудольф. Первый владеет в Нижнем Новгороде пятизвездочным отелем «Кулибин» и компанией «Дом на набережной», которая строит дом с аналогичным названием.

С обеими компаниями связаны скандалы. В прошлом году мэрия Нижнего Новгорода подала в суд на «Гранит», требуя передать часть отеля «Кулибин» в собственность города. По условиям договора это было предусмотрено изначально при аренде земли под строительство в 2005 году. Когда отель спустя восемь лет был построен, то Едигаряны никому ничего не передали. А нижегородские власти опомнились только в 2021 году. Суд отказался удовлетворить требования администрации в связи с истечением сроков исковой давности.

Отель «Кулибин». Во время открытия в начале 2010-х позиционировался как первый пятизвездочный отель в Нижнем Новгороде

Другой проект Едигарянов — элитный жилой комплекс «Дом на набережной». Неизвестно, является ли иронией застройщика выбор названия, но оно отсылает к знаменитому дому сталинской номенклатуры, куда часто заезжал «черный воронок» и увозил жильцов «на 10 лет без права переписки».

Жильцы нижегородского «Дома на набережной» тоже могут пострадать, правда, не из-за террора властей, а из-за схода грунта. Строительство 25-этажных небоскребов ведется в районе Волжского откоса, где очень высокая вероятность оползня (однажды он почти уничтожил Печерский монастырь). Активисты весной 2020 года выступили против застройки, писали обращения губернатору и составляли петиции. Тем не менее строительство продолжается.

Кроме того, недавно с «Гранитом» был заключен контракт на ремонт в дорог в Шахунье, Тонкинском районе и Уренском округе на 1,2 миллиарда рублей. Выполнить работы планируется до конца 2023 года.

Разговор с чиновником

В администрации Воротынца уверяют: они не знали, зачем владельцу дорожной компании понадобилась земля сельскохозяйственного назначения. Закон запрещает на ней возводить промышленные объекты.

— Продавали землю мы, — утвердительно говорит начальник отдела имущественных отношений Дмитрий Петухов. — После нас приезжал проверять прокурор, документы запрашивали МВД, Россельхознадзор. Никого не наказали. Из этого я исхожу, что всё было сделано правильно.

Ангел около здания администрации в Воротынце

Далее чиновник вкратце описал механизм продажи муниципальной земли. Претендент направляет письмо в администрацию. В нём указывает кадастровый номер участка, контакты для связи и цели приобретения (постройка дома, устройство огорода, сада и т. д.). После этого власти должны провести торги. Однако можно обойдись и без них: если, например, на участке у заявителя уже есть жилая собственность или недострой.

Есть и другие исключения. Едигаряну 6,2 га земли продали как «главе крестьянского (фермерского) хозяйства», согласно данным местной прокуратуры. Территорию оценили в 170 тысяч рублей. При этом, если бы бизнесмен брал участок под застройку, заплатил бы больше. «Земли сельхозземли стоят дешевле», — в разговоре обмолвился чиновник.

Мораторий

Марина Петрова и Юлия Степюк

Перед столом чиновника Петухова стоят уже знакомые Алексей Крылов, Марина Петрова и Юлия Степюк.

— Вы почему не подаете в суд на нецелевое использование [земли]?

— На основании чего? В суд что принести? — сократически вопрошает чиновник.

— Ну как что, — почти хором отвечают жители. — Фотографию завода.

— Документы о проверке, правильно? А проведение проверок запрещено, — разводит руками Петухов.

Чиновник напоминает, что в марте российское правительство ввело мораторий на проведение проверок земельного законодательства. Ограничение действует до конца года. Правда, касается оно только плановых проверок.

— Давайте я вам заявление напишу, — говорит Степюк.

— Пишите, вы уже сколько писали заявлений? Мы же переправляем в Росреестр, в прокуратуру.

«Глава администрации с самого начала знал»

Строительство завода в Воротынце стартовало 3 января. Земельный участок, на котором предприятие уже незаконно возводилось, был продан и зарегистрирован за Эдгаром Едигаряном в марте.

— Глава администрации с самого начала уже знал, что будет строиться, и хитрил. И так разговаривал с нами: «Что вы, дураки, собрались здесь?» — возмущается Алексей Крылов.

Жители вспоминают, как местные чиновники сначала говорили им, что в поле строится зернохранилище, ведь соседние поля засеваются пшеницей. На поле тем временем землю расчищали работники подрядчика «Радор», согласно указаниям гендиректора и владельца Роберта Манукяна. Компания также занимается строительством дорог в Воротынском округе и соседних районах. В ней трудится около 60 сотрудников. Выручка за последний год составила 82,4 миллиона рублей.

Застать главу местного самоуправления Алексея Солдатова на рабочем месте оказалось непростой задачей. Чиновник вместе со своим заместителем после появления в поселке журналистов умчался куда-то на казенной иномарке. Дожидались его мы около часа.

— Знаете что, давайте разъедемся ненадолго, — предложила наконец Юлия Степюк. — Они увидят, что нас нет, и вернутся. А потом и вы подъедете.

В итоге всё так и произошло. В кабинете Солдатов сидел на фоне фотографии губернатора Никитина, плетеного портрета президента Путина и икон.

Алексей Солдатов рассказал, что собственник земли под Воротынцем не читает письма от администрации

— Человеку, в чьей собственности земельный участок, на сегодняшний день никаких разрешительных документов на строительство не выдавали. Жителями и нами было написано огромное количество писем во все инстанции, — утверждает глава местного самоуправления Алексей Солдатов, когда его наконец-то удалось застать.

Потом чиновник попросил сделать перерыв и попросил, чтобы принесли папку с ответами из разных ведомств. В них содержались неоднократные предостережения в адрес «Гранита».

В середине апреля прокуратура предписывала собственнику участка «устранить нарушения земельного законодательства». Через месяц сотрудники Росреестра выезжали в Воротынец с проверкой. В тот же день завод сделал пробный запуск. Через пару дней Росреестр направил еще одно предостережение.

— Вот смотрите, те письма, которые мы направляем господину Едигаряну, — говорит Алексей Солдатов, показывая прикрепленный к пачке документов конверт, — они все возвращаются назад непрочитанными.

NN.RU тоже направил запрос в «Гранит». Надеемся, на наше письмо в череде многих в компании обратят внимание.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления