Неподалеку от Нижнего Новгорода в хвойных лесах Зеленого города спрятался заброшенный дом отдыха «Учитель». Туда в советские годы приезжали отдыхать местные педагоги и другие работники образования. Сейчас о месте, где кипела веселая жизнь, напоминают лишь руины — несколько полуразвалившихся обгоревших домов. Чтобы вдохнуть жизнь в забытое место, NN.RU пообщался с теми, кто рос и отдыхал в «Учителе» и для кого эти леса стали родными. Мы узнали про фонтан с местной рыбой, о необычном компоте и виртуозном баянисте. О том, что было и стало с «Учителем», рассказываем в нашем материале.
Дом отдыха построили на месте бывшего военного госпиталя в 60-е годы. «Учитель» занимал огромную территорию, на которой находились с десяток корпусов, двухэтажная столовая с панорамными окнами, клуб с большим кинозалом. Сюда приезжали отдыхать педагоги и другие работники образования. В 80-х был построен корпус для беременных, которых в дом отдыха направляли из женской консультации.
Сейчас от того знаменитого места остались лишь очертания знаменитого клуба и еще нескольких полуразрушенных корпусов. Остановимся на главной достопримечательности подробнее. Здание клуба даже после пожара и многих лет разрушения выглядит завораживающе. Оно выполнено в стиле так называемого сталинского ампира — массивные колонны, вензеля, мощный резной карниз и тяжелые деревянные двери. В какие-то годы перед входом стоял памятник Владимиру Ленину. А в больших кадках перед клубом высаживали агаву, чьи зеленые листья-стрелы распушались, превращая ее в колючего ежа. Зимовали вазы с растениями в специальных теплицах с отоплением, где за ними ухаживали сотрудники. Недалеко от входа в клуб бил небольшой фонтан, куда летом даже запускали рыбок.
Место детства
По соседству с «Учителем» находился дом отдыха «Железнодорожник», куда по путевкам приезжали работники Горьковской железной дороги. После 70-х годов обе территории объединили.
Нижегородка Екатерина отдыхала в Зеленом городе с 9 лет. Начиная с 1975 года она приезжала с дедушкой, который тогда был начальником Горьковской железной дороги. Там же отдыхала ее мама, а позднее и сама Екатерина со своей семьей.
Утро в доме отдыха начиналось с традиционной общей зарядки на танцплощадке. После разминки отдыхающие отправлялись в столовую на завтрак. Обеденные столики находились на втором этаже здания, из панорамных окон которых открывался чарующий вид на сосновый лес. Как вспоминает Екатерина, кормили вкусно, даже по детским меркам. Для юных отдыхающих повара придумали фирменное блюдо — фруктовый суп, он же сытный компот. Его готовили из сухофруктов и риса. Такая альтернатива борщу или щам заходила детям на ура.
Перед обедом, вспоминает Екатерина, она отправлялась блуждать по лесу и собирать грибы и землянику. Компанию ей составляли другие отдыхающие — там все друг друга знали и тесно общались. По пути можно было завернуть на «тропу здоровья». Километровая дорожка тянулась от территории «Учителя» до берега реки и заканчивалась пляжем. А на каждой дистанции в сто метров были установлены уличные тренажеры.
По вечерам нижегородцы выбирались на танцы. Молодежь с задором двигалась под любимые шлягеры, а когда уставала от песен про «синий-синий иней», к делу снова подключался баянист дядя Толя.
Он же, к слову, возглавлял необычную традицию — знакомство отдыхающих. В середине смены «Учитель» ходил приветствовать соседний дом отдыха «Красное Сормово», а задавал тон мероприятию как раз таки дядя Толя.
Родной дом
Для другой нашей героини, Анжелы, «Учитель» был родным домом. Ее бабушка, дедушка и мама были сотрудниками и жили в одном из зданий, которое выделили для работников. Здесь Анжела росла, играла с детьми приезжих и выступала на сцене перед отдыхающими. К мероприятиям малышня готовилась ответственно — от руки писала афиши и расклеивала их по территории. После выступления от благодарных зрителей дети получали то охапку одуванчиков, то лесные цветы.
Дни в Зеленом городе проходили беззаботно. Как вспоминает Анжела, они с друзьями гуляли по лесу, собирали ягоды и купались в речке. С папой Анжела ходила рыбачить на «горелое озеро», которое находилось в лесу. Улов в бидоне из-под молока приносили в «Учитель» и выпускали рыбок в местный фонтан перед зданием клуба.
В перерывах между прогулками дети ходили в клуб смотреть кино и даже засиживались в библиотеке. Она, по меркам того времени, была довольно современной — в архиве хранились редкие издания конца XIX века, а для читателей стоял мягкий удобный диван.
Любимым детским временем, по воспоминаниям Анжелы, была зима. В это время сотрудникам «Учителя» оформляли путевки за полцены и разрешали есть в местной столовой. А там, к детскому удивлению, был большой выбор: в меню можно было выбрать несколько вариантов супа, первого и второго.
В «Учителе» Анжела прожила до 13 лет. В 1992 году они с семьей переехали в Кстово. Причина была одна — опасная дорога до школы. На уроки детям приходилось одним добираться пешком через лес, трассу М-7 и железную дорогу. Но, по словам Анжелы, это было гораздо проще, чем ловить проезжающие автобусы и ехать с несколькими пересадками.
При этом 93-летняя бабушка Анжелы и еще несколько десятков людей до сих пор живут в тех домах для сотрудников. Каждый раз, когда нижегородка приезжает навестить родственницу, ей невольно приходится наблюдать ту разруху, которая случались с ее некогда родным домом. Для Анжелы руины в «Учителе» — личная история.
В 90-е дом отдыха «Учитель» стал санаторием «Нижегородский», который просуществовал до начала 2000-х. Позднее его продали в частные руки и закрыли якобы на реконструкцию, вспоминает Михаил Слуцкий, который также отдыхал там в детстве. Но открытия так и не произошло, а заброшенные здания стали постепенно разрушаться.
Ранее мы побывали на заброшенном заводе «Заря». Когда-то там производили противогазы для армии и сорбенты для промышленности. Сейчас на территории остались лишь руины бывшего производства. Как выглядит здание сейчас, мы рассказали в нашем материале.