В России кастомизация не так популярна, как за границей. Но и в этой сфере есть яркие представители. В Нижнем Новгороде работает студия кастомизации Firework Custom. Команда не только разрисовывает одежду и обувь, но и шьет свою собственную. NN.RU побывал у ребят в гостях и посмотрел, как проходит процесс у маленького, но гордого бизнеса.
Кроссовки с городецкой росписью
— Для меня это уже третья пара с городецкой росписью, приноровилась. Тем более меня обучала женщина, которая 40 с лишним лет этим занимается. Ездили как раз на завод Городецкий. Она рассказывала про технику нанесения. Директор, получается, посмотрел мои работы: «Можно уже к нам приходить, без работы не останешься», — рассказала Олеся, дизайнер студии.
Ради студии девушка переехала из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород. Всего в команде Firework Custom шесть человек. Как рассказал нам 23-летний основатель Филипп Определяков, все делают всё. Команда разрисовывает вещи, восстанавливает обувь и делает свою собственную.
— У нас коллаборация с городецкой росписью. Эти кроссовки собраны нами с нуля, мы планируем продавать их по 18–20 тысяч за пару. Если нужно просто сделать городецкую роспись на обуви, это будет стоить, скорее всего, до пяти тысяч рублей, — пояснил Филипп.
Кроссовки с необычным дизайном студия дарила, к примеру, заместителю губернатора Олегу Берковичу. А во время выставки на ВДНХ похожую пару вручили главе Росмолодежи Ксении Разуваевой.
— Наш бренд двигается больше в патриотическую символику, — поделился основатель студии. — Русская геральдика — это наше основное направление в стиле вещей. И стилизация будет про русскую геральдику, и вся идея тоже будет такая — имперская. Дизайн разработали, надо только показать.
С чего всё начиналось
Поиски любимого дела заняли у Филиппа несколько лет. Нижегородец учился в юридическом университете и готовился стать судьей, но быстро понял, что эта сфера его не интересует. Парень стал заниматься программированием, затем — тендерными аукционами. Но надолго в этих областях не задержался.
Однажды Филипп пришел в сеть химчисток, которая к тому же расписывала обувь. Он отдал свои кроссовки, чтобы их раскрасили в яркие цвета.
— Прождал три недели. За три недели мне ничего не сделали. Со злости прихожу: «Где кроссовки?» Они ответили: «Да, сейчас всё будет». За полчаса, короче, покрасили. Я на это смотрю и понимаю, что работа-то вообще простая, прикольная, — вспоминает Филипп.
Нижегородец позвонил другу детства Евгению и предложил эту идею. Как оказалось, тот совсем недавно отучился в Москве на кастомайзера. Приятель хотел заниматься этим делом как хобби, а Филипп решил делать бизнес. Вместе они начали создавать студию. Нашли помещение на Высоковском проезде, где пришлось делать ремонт. Заказали необходимое оборудование.
— «Давайте рисовать, сейчас попрут заказы», — думал Филипп. — Выложил пост в соцсетях и… никто не пришел. Спойлер: в следующие два года тоже никто не пришел. Только наши друзья приходили, мы им рисовали что-нибудь бесплатно. Деньги доставали везде, где только можно, подрабатывали. Я даже в какой-то момент стал блогером, снимал видео. Но грянул коронавирус, мы все поссорились, фактически в студии я один остался.
После карантина команда стала потихоньку восстанавливать студию. Вернулся к работе друг Филиппа по университету Никита. Заказы в основном были небольшие: на химчистку, восстановление обуви. Филипп хотел научиться делать свою обувь и даже прошел обучение в Москве, где ему дали «базовые знания».
— Приезжаем в Нижний, покупаем самую первую легендарную машинку. И такие: «Что будем делать? Не знаю». И потратили еще полтора года на обучение тому, как мы будем шить. Шили разные кроссовки, портили их, видоизменяли. И вот со временем пришли к осознанию, что надо делать всё. Иначе ты ничему не научишься, ничего у тебя не получится, — поделился основатель студии.
По словам Филиппа, они очень долго занимались ремонтом обуви. Поэтому хорошо знали, как делать ее качественно и какие бывают слабые места. Когда команда научилась создавать обувь, количество заказов выросло.
— Мы сначала немножко брезговали что-то брать, — вспоминает Филипп. — Прошлым летом к нам постучался «Сбер»: «Можете сделать нам 125 пар кроссовок и 160 кепок?» Мы такие: «Конечно». И сделали за три дня. Над этим трудились у нас пять человек. Мы меняли стельки, шнурки, наносили логотип на кроссовки. Попутно с этим красили кепки. Они потом, как гроздья винограда, висели на улице.
Кто работает в команде
У основания Firework Custom стояли три человека: Филипп, Евгений и Никита. Сейчас в команде шесть работников. Каждый отвечает за свое направление: химчистка и восстановление обуви, пошив, дизайн, машинная вышивка, закупки.
— У нас нет людей с профильным образованием, — прояснил основатель студии. — Только я, прошедший курсы по обувному ремеслу. Это весь наш опыт. Единственный человек с профессиональным образованием — это Олеся. Она окончила питерский вуз, но тоже не в нашей сфере.
Как отметил нижегородец, к ним приходит много кандидатов. Одни, научившись ремеслу, уходят делать свой бренд. Другие бросают дело, потому что оно их не привлекло. Также в команде есть воспитанник «Хулиганодома» (это региональный центр наставничества подростков), с которым сотрудничает студия: парень работает пару часов в неделю.
Филипп рассказал, что Firework Custom принимает самые разные заказы. Некоторых клиентов с их фантазиями приходится «опускать» на землю и предлагать варианты, что можно сделать с вещью. Некоторые работы люди просят переделать.
— У нас бывают абсолютно разные ситуации, — пояснил нижегородец. — Конечно, я бы соврал, если бы сказал, что мы успеваем всегда всё в срок. Нет, бывает, что мы задерживаем, но опять же всегда обязательно предупредим клиента. Если клиент говорит, что никак, мы остаемся допоздна.
Основатель студии поделился историей об одном из покупателей. Мужчина попросил нарисовать на одежде статую в определенном исполнении, со скрупулезно высчитанными пропорциями. Угодить клиенту с настолько техническим заданием удалось лишь с третьего раза.
Люди любят вещи
По словам нижегородца, за годы работы они расписывали машины, дома, «супердорогие вещи». Иногда приходили люди с обувью в очень плохом состоянии и просили ее восстановить. Так, один клиент принес кроссовки, которые были «в труху». Работы оценили в пять тысяч рублей, при этом новая модель стоила три тысячи. Мужчину предупредили об этом, но он всё равно решил восстановить старые кроссовки.
— И вторая пара, которую я всегда помню, — продолжил Филипп. — Парень принес кроссовки в очень плохом состоянии. Я говорю: «Дружище, ну тут вообще смысла нет [восстанавливать]». Он говорит: «Мне неважно, мне подарил ее отец. Отец недавно умер. Это вот моя память». Мы всё сделали ему за полцены, он остался доволен.
Как считает Филипп, в России как нигде развит культ вещей. Люди любят вещи, хотят их хранить и «вдыхать в них новую жизнь».
— Потихонечку эта сфера [кастомизации] затухает, всем уже надоело просто рисовать на кроссовках, — пояснил нижегородец. — Она никогда не была суперпопулярна в России. Но это не страшно, надо просто самим создавать новые тренды. Надо много экспериментировать, потому что только ты начинаешь прокрастинацией заниматься, всё — в творческой сфере ты умер.