
После визита компании некоторые остаются без газа
Раз в год в дома и квартиры нижегородцев приходят люди с датчиками и проверяют газовое оборудование на исправность и отсутствие утечек. В каких-то случаях своевременная проверка позволяет предотвратить трагедию, однако нередко жителей (по их словам) вынуждают оплачивать дополнительные услуги и заключать ненужные договоры под страхом отключения ресурса. В нашем регионе за техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО/ВКГО) отвечает «Газпром газораспределение Нижний Новгород», а сами работы выполняют пять компаний, с которыми у организации заключены договоры субподряда.
На одну из таких фирм — ООО «СаяныЭнергоСервис» — нередко жалуются местные жители. Разбираемся, что вызывает недовольство нижегородцев и какие полномочия на самом деле есть у субподрядчика.
Почему газовщиков боятся пускать на порог
Отрицательные отзывы о работе компании периодически появляются в сервисах онлайн-карт и на страницах местных пабликов. В основном претензии жильцов связаны с навязыванием услуг, их высокой стоимостью и отношением сотрудников, которые якобы любят запугивать клиентов отключением газа. Дело в том, что его подачу действительно могут прекратить: без уведомления, если нарушены какие-либо требования безопасности, и с уведомлением, если газовщики как минимум два раза не смогли попасть в квартиру.
На практике выясняется, что поводом для временного перекрытия газа может послужить чуть ли не любая неисправность — от неправильной высоты колонки до разбитого стекла духового шкафа.
«Перекрыли газ в моменте на плиту (было разбито стекло у духовки). Если не хотите перекрывать, давайте 20 тысяч за новую плиту и 3900 за подключение. Я отказался, решил плиту сам купить. В итоге перекрыли газ и оставили меня без возможности готовить детям еду», — поделился пользователь под ником Leonbitt в отзывах о компании на «Яндекс.Картах».
«Штрафами грозят. Находят выдуманные проблемы (которых до них не было). Почему эта компания у нас, если мы ее не выбирали?» — написала Евгения Голиндеева.
В марте после одной из плановых проверок газового оборудования жильцы домов по улице Заломова пожаловались на работу «СаяныЭнергоСервис» на странице губернатора Глеба Никитина. NN.RU связался с некоторыми из них — претензии у них оказались схожими.
Как рассказала собственница квартиры Светлана С., проверка в ее доме прошла 24 марта. Раньше ее выполняли непосредственно специалисты горгаза, а теперь техобслуживанием газового оборудования в здании занимается субподрядчик. Во время осмотра сотрудник компании выявил, что колонка установлена не по нормативу и ее нужно перевесить ниже на несколько сантиметров. За эту работу он запросил 12,7 тысячи рублей.
«Самое интересное, что у нас договор был и с „Саяной“ как ранее коммерческой организацией, и с самой ресурсоснабжающей организацией „Газпром газораспределение НН“. Раньше тех и других всё устраивало — собственно, не мы сами колонку вешали. Сейчас же у них появились стандарты. Так если вы делали, вы и исправляйте», — высказалась Светлана.
По ее словам, работой субподрядчика остались недовольны многие жильцы. Кто-то после визита специалистов остался без газа, а некоторые заключили с фирмой договор на безлимитный ремонт оборудования, чтобы ее сотрудники могли устранить выявленные неисправности — разумеется, за деньги.
«Нам выписали годовую квитанцию за обслуживание на 2043 рубля и пообещали взять дополнительную плату за колонку, когда у них будут переходники и труба, чтобы ее перевесить. У меня дома была мать, она согласилась на эту услугу, которая в итоге обойдется нам в 12,7 тысячи рублей. Мы как бы готовы оплатить расходный материал в пределах разумного, но почему сама работа не входит в договор, непонятно», — рассказала собеседница NN.RU.
Она добавила, что у многих других жильцов специалисты обнаружили аналогичную проблему с неправильной высотой колонки. Чтобы ее перевесить, кому-то придется отдать 12 тысяч рублей, а кому-то — все 20.
«В общем, у нас народ негодует по дому. Творится полный беспредел», — заключила Светлана.

Газ могут временно перекрыть, если больше двух раз не пустить сотрудников компании в квартиру
Другой жительнице с улицы Заломова по имени Марина (имя изменено по просьбе собеседницы. — Прим. ред.) сотрудники компании ограничили подачу газа. Ей предъявили требование поменять газовую трубу и опустить колонку на пять сантиметров. За эту работу подрядчик якобы попросил 16 тысяч рублей.
«Я говорю: „Она всю жизнь так висит, и ничего страшного не произошло“. В итоге мне нацепили скотч на трубу, как будто опломбировали, и запретили пользоваться колонкой, пока не устраню недочеты. Я вызвала своего мастера, и он ее передвинул. За всё взял шесть тысяч рублей — и это с покупкой и заменой трубы, — поделилась нижегородка. — А у соседки сверху всё оказалось нормально. И случаи по улице разные-разные. Ходят как бандиты».
Одна из основных претензий нижегородцев к субподрядчику связана с договором на безлимитный ремонт оборудования (БРО). В отличие от договора на техническое обслуживание он не является обязательным, и решение, заключать его или нет, собственник принимает самостоятельно.
Загвоздка в том, что любые работы по установке, замене или ремонту газового оборудования, если они не входят в минимальный перечень услуг по техобслуживанию, компания не вправе выполнять без дополнительного договора. Чтобы он считался заключенным, абоненту достаточно внести плату за месяц обслуживания. Соглашаясь перевесить колонку и оплачивая эту услугу, владелец квартиры также подписывает договор о безлимитном ремонте, иногда даже не осознавая этого.
За ежемесячную плату компания обязуется оказывать широкий спектр услуг по ремонту и замене газового оборудования и его элементов. Как указано на сайте «СаяныЭнергоСервис», никаких доплат за работы не потребуется, если, конечно, речь не идет о покупке нового оборудования. Сам договор заключается на три года и автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон не объявит о его расторжении. Если клиент откажется от услуг компании раньше чем через год с момента заключения договора, ему в любом случае придется выплатить сумму за оставшиеся месяцы.
«21 марта сотрудник „Саян“ пришел как субподрядчик от „Газпром газораспределения“ и обманул меня, навязав договор на безлимитное обслуживание. Плита у меня была не старая (ей всего 6 лет), и я отказалась менять шланг. Зато согласилась на чистку плиты за 2040 рублей. Оплатила по QR-коду и подписала документы, не читая. Оказывается, я оплатила заключение договора с „Саянами“ на безлимитное обслуживание…» — поделилась в комментариях под записью на эту тему нижегородка по имени Надежда П.
«"Саяны
«Приходили от „Газпрома“, так как была оплачена квитанция на техобслуживание газового оборудования. Сказали, нужно продлить газовую плиту [срок службы], и пришлось заплатить еще 3000 рублей. Еще 9000 отдали за то, что нам сдвинули колонку ниже. Сказали подписать бумагу, но не объяснили, что это договор на 3 года. Старый человек плохо видит — он подписал», — написал на этой же площадке пользователь под ником Городской Житель.
Что говорят в компании
С просьбой разъяснить полномочия субподрядчика мы обратились в «СаяныЭнергоСервис» и «Газпром газораспределение Нижний Новгород». Рассказываем по пунктам, что на самом деле могут и не могут делать газовщики.
Может ли субподрядчик предлагать дополнительные услуги по ремонту, замене и установке газового оборудования?
Да, может. Если работы не входят в минимальный перечень услуг по техобслуживанию, с собственником заключается дополнительный договор (в случае с «СаяныЭнергоСервис» — тот самый договор на безлимитный ремонт).
«Компания вправе предлагать услуги по замене газового оборудования, переносу газовой колонки, заключать любые не запрещенные законом РФ возмездные договоры с физическими лицами», — уточнили в подрядной организации.
Могут ли отключить в квартире газ при отсутствии утечки?
Да, при угрозе ее возникновения. А еще — чтобы предотвратить аварию или несчастный случай. В этой ситуации подачу газа приостанавливают немедленно и без уведомления об этом собственника помещения. К таким случаям, например, относятся:
авария или утечка в сети газораспределения;
отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах;
отсутствие притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газового оборудования;
утечка газа, которую невозможно устранить в процессе техобслуживания;
самовольное подключение к газовым сетям;
неисправность устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при выходе параметров за допустимые пределы;
неисправное, разукомплектованное и не подлежащее ремонту газовое оборудование;
переустройство газового оборудования, нарушающее безопасность его работы, а также работы дымовых и вентиляционных каналов.
Могут ли отключить газ, если не пустить газовщиков в квартиру? А выписать штраф?
Да, но не сразу. О плановых работах по техобслуживанию жильцов предупреждают на сайте ресурсоснабжающей организации (в специальном графике) или с помощью объявлений на входе в подъезд. Если в назначенную дату газовщики не смогли попасть в квартиру, они направляют абоненту первое уведомление с просьбой назвать удобные день и время для проверки. Сделать это необходимо в течение 7 дней.

Такие объявление компания размещает на входе в подъезд за несколько дней до визита
Если жилец не ответил на сообщение или снова не предоставил доступ к газовому оборудованию, ему отправляют повторное уведомление. Тогда газовщики в последний раз приезжают на адрес и пробуют провести техобслуживание. Если сделать это не удается, они составляют акт об отказе и невозможности проведения работ, который передают в жилищную инспекцию.
Направив собственнику предварительное письменное уведомление, компания вправе приостановить подачу газа в его квартиру. Кроме того, от жилинспекции ему придет штраф. Для обычных нижегородцев он составляет 5–10 тысяч рублей, для должностных лиц — 25–100 тысяч, а для юридических — 200–500 тысяч.
Может ли компания на месте брать плату за свои услуги?
За работу по техническому обслуживанию газового оборудования — нет. Плата за нее включена в квитанции, которые приходят от «Газпром газораспределение Нижний Новгород».
Что касается других услуг, оказываемых компанией, то они выполняются в соответствии с заявкой и считаются ремонтными. Их стоимость, способы и виды оплаты определяет уже сам подрядчик.
Почему одна и та же услуга стоит по-разному?
Стоимость формируется на основании прейскуранта и сложности выполняемой услуги. Так, например, цены на перемещение газовой колонки могут отличаться из-за разного состава работ. Роль играет расстояние, на которое перевешивают колонку, наличие или отсутствие необходимости заменить дымоход и так далее.