В современном мире многим взрослым образованным людям бывает непросто рассказать о своих внутренних переживаниях, чего говорить о детях. Эксперты советуют ежедневно обращать внимание на состояние ребенка и в случае каких-либо изменений не бежать за помощью сразу, а прибегнуть к некоторым методикам. Мы узнали у психолога АНО «Служба защиты прав» Елены Семиной, что поможет распознать у ребенка проблемы с психикой и будет явным сигналом для похода к специалисту.
АНО «Служба защиты прав» учреждена правительством Нижегородской области в 2021 году при участии проекта Народного фронта «Регион заботы». «Служба защиты прав» — это команда юристов и экспертов в области работы с людьми с ментальными нарушениями и детей-сирот. Специалисты посещают психоневрологические интернаты, в том числе частные, психиатрические больницы, а также детские дома и коррекционные школы Нижегородской области. Юристы выявляют нарушения прав лиц с ментальными нарушениями и детей-сирот, консультируют и находят пути решения проблем.
— В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через него ребенок «рассказывает», как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Поэтому самый простой и точный метод диагностики психического и эмоционального состояния ребенка — анализ его творчества. Ребенок способен выражать свое внутреннее состояние через рисунки уже с трех лет. И иногда его картины могут стать сигналом, что родителям стоит обратиться к квалифицированному специалисту. Я ни в коем случае не призываю ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков. Однако некоторые тревожные сигналы не стоит игнорировать, — отметила Елена Семина.
1. Множество повторений одного и того же рисунка с одинаковым расположением, цветом и одинаковыми элементами.
Это может быть признаком психологической травмы. Для ребенка что-то является очень важным, он пытается прожить какую-то тревожную и непонятную для него ситуацию. В этих многократных зарисовках так защищается его психика.
2. На рисунках полностью отсутствуют люди и животные.
Ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.
3. Травмы у людей.
Это может быть актуальная физическая боль, о которой он боится сказать. Внимательно посмотрите, где расположены травмы у людей или зверей, куда наложен пластырь на рисунках. Спросите ребенка или осмотрите место, которое он рисует.
4. Сильный акцент на агрессии.
Это большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости.
Поговорите с ребенком спокойно, спросите, что изображено и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему. И как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит.
5. Разрозненность частей тела на рисунке.
Руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о нарушениях психики (например, личностной дезорганизации).
6. На рисунке присутствуют изображения внутренних органов.
Тут мы не берем в расчет изображения «сердечек» для принцессы или доктора Айболита. Но если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, стоит проконсультироваться у психиатра.
7. Полный отказ рисовать. Причиной полного отказа от рисования может быть как недоразвитая мелкая моторика, так и скрытые психологические проблемы. Возможно, ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или он пережил психотравмирующую ситуацию и боится проявлять свои чувства. В этом случае также стоит обратиться к детскому психологу.
— В завершение хочу еще раз отметить: ни один из этих признаков сам по себе не указывает на психическое расстройство ребенка — нужно смотреть на комплекс признаков рисунка, глубокого анализа его высказываний и поведения. Если чувствуете, что в ребенке что-то изменилось, всегда лучше проконсультироваться у психолога. Он оценит ситуацию и подскажет, что делать дальше, — резюмировала Елена Семина.