Странные вещи происходят в доме № 12 по улице Нижне-Печёрской. Послушаешь, сколько бед выпало на долю местных жителей и решишь, что эту семнадцатиэтажку сглазили. И пожар тут был, и приборы учёта ресурсов не работают, всюду кишат муравьи, техника пожарной безопасности не соблюдена, а ещё нет аварийной службы от слова «совсем». И это далеко не всё, что творится с несчастными местными жителями в последние годы. Несмотря на то, что дому всего 11 лет от роду, он претерпел многое и выглядит уже не вполне хорошо. Председатель совета дома Александр Воронков собрал кипу документов, обошёл все инстанции, но — вы уже догадались, да? — так ничего и не добился.
Александр Воронков обратился в NN.RU в полном отчаянии: ни ГЖИ, ни прокуратура помочь ему не могут. Что уж говорить про домоуправляющую компанию? Называется она «Домремстрой-НН» (не путайте с «Домремстрой»: адрес у них одинаковый, а вот руководители разные). Компания эта маленькая — в «пятидучье» не входит (так в народе называют объединение ДУКов Нижегородского, Советского, Приокского, Канавинского и Московского районов И все странности, происходящие с домом № 12, так или иначе связаны именно с этим занимательным ДУКом.
Ни ответа ни привета
— Всё началось два года назад, когда за весь зимний период снег у нас во дворе убирали только один раз, — рассказывает житель квартиры 55 Владимир Мудров. — Здесь были настоящие горы снега! Мы обратились в ДУК, но никто ничего не сделал. Мы жаловались в госжилинспекцию, но никакого штрафа не последовало. При этом возле других домов чистота, и только у нас снег. Потому что все другие дома ушли в ТСЖ. Мы стали писать во все инстанции, и в апреле этого года управляющая компания демонстративно перестала осуществлять здесь приём.
Из подъезда пропали все информационные листы, которые оповещали бы жителей о том, к какому ДУКу относится дом. Потом появилось объявление, что теперь приём жителей будет осуществляться только на улице Дьяконова (Автозаводский район) — на другом конце города. Однако, согласно 331 постановлению Правительства РФ, приём граждан должен проводиться не реже одного раза в месяц либо в помещении дома, либо не далее трёх километров от него.
На днях в доме вывесили график приёма, но... не указали адрес, где он будет проходить.
— Они просто не хотят принимать нас, — говорит Александр Воронков. — И жаловаться бесполезно, поскольку исполнение предписаний ГЖИ никто не контролирует. Доказательство тому — наш домофон. Оплата за домофон всегда входила в строку «Содержание и ремонт», и вдруг ДУК начинает выставлять отдельные счета.
— По этому вопросу мы обратились в ГЖИ, и нашу жалобу удовлетворили: начисления за домофон признали неправомерными, — говорит председатель совета дома. — Но счета по-прежнему приходят.
«Провайдеры просто платят ДУКу по 500 рублей»
Другим поводом для недовольства жильцов стали провайдеры интернета и телевидения, которые разместили в доме своё оборудование: «МТС», «Уфанет», «Ростелеком» и «Дом.RU». Основанием для размещения подобного оборудования является общее собрание жителей. При этом за должны проголосовать не менее 50%.
— Мы запросили протокол голосования и бюллетени, — говорит Александр Воронков. — Но подписей в протоколе не оказалось, а бюллетени вообще отсутствовали.
— Дело в том, что это оборудование потребляет общедомовую электроэнергию, — поясняет Владимир Мудров. — По правилам провода должны выводиться в электрощитовую, там должны отдельно ставиться счётчики. Согласно этим счётчикам, ДУК должен отчислять деньги в «ТНС-Энерго». В других домах так и происходит.
Жители спросили у «Домремстрой-НН», есть ли у них договор, согласно которому в подъезде разместился тот или иной провайдер. На что в ДУКе ответили, что договора у них нет, и денег от провайдеров они не получают.
Сами провайдеры, в свою очередь, ссылаются на коммерческую тайну. Раскрывать таких сведений они, мол, не могут.
— Но кто предоставлял провайдерам сеть для подключения? — говорит Владимир Мудров. — Ни у кого, кроме сотрудников управляющей компании, нет доступа к ней. При этом в негласном разговоре с сотрудником МТС было сказано: «У нас есть договор с ДУКом за номером 112. За аренду помещения каждый провайдер якобы платит по 500 рублей.
По этому вопросу жильцы уже обратились в прокуратуру.
Нам в «Ростелекоме» ответили следующее:
— Оборудование связи по улице Нижне-Печерской, дом 12 размещено по согласованию с УК «Домремстрой-НН». Оплату потребляемой электроэнергии «Ростелеком» производит напрямую электроснабжающей компании. Размер платежа рассчитывается на основании мощности коммутатора. Жители дома не несут расходов по оплате электроэнергии, потребляемой оборудованием.
Проникновение в подвал
Не только потребляемая провайдерами электроэнергия должна учитываться с помощью счётчика, но и прочие общедомовые ресурсы. То, что счётчики в доме либо сломаны, либо отсутствуют, жильцы выяснили совершенно случайно.
— Мы задались вопросом: как ДУК начисляет нам суммы за ГВС, ХВС и прочие общедомовые ресурсы, — рассказывает Александр Воронков. — Мы запросили информацию, нам ничего, естественно, не предоставили, хотя по закону были обязаны.
Негласным способом жильцам удалось проникнуть в подвал и собственными глазами увидеть домовые счётчики.
— Оказалось, что счётчика холодной воды у нас просто-напросто нет, а счётчики горячей воды не обслуживаются, — говорит председатель совета дома. — Мы тут же обратились в ГЖИ. Пришёл ответ, что в этом нет ничего противозаконного: можно оплачивать ресурсы по нормативу. И вроде бы да: можно. Однако по закону статья расходов на приобретение и обслуживание счётчиков входит в содержание и ремонт. И если счётчик сломался, ДУК в течение двух месяцев должен его восстановить! Но нас никто даже не предупредил, что счётчик сломался, и мы переходим на обслуживание по нормативу.
Тогда на одном из последних собраний жильцы утвердили оплату по счётчикам с 01.11.2019. Однако в квитанции за ноябрь остались всё те же суммы: по нормативам.
Сейчас совет дома направил в ГЖИ просьбу провести проверку наличия счётчиков и их документацию.
«ДУК обрезал проводку, и случился пожар»
Однако все беды дома № 12 меркнут в сравнении с пожаром, который произошёл в мае этого года. Как полагают жильцы, по вине всё того же ДУКа.
— У нас в подъезде изначально была проведена двухфазная электрическая сеть, — рассказывает Владимир Мудров. — То есть на выключателе две клавиши: одна включает одну лампу, другая другую. И если одна сеть будет повреждена, другая продолжит работать, по задумке. Так было раньше, пока ДУК не обрезал провода одной фазы. В части помещений стало темно, в другой части, наоборот, свет горел постоянно, без возможности его выключить.
Жители требовали вернуть двухфазную сеть больше года, и, наконец, добились своего: пришёл электрик и попытался подключить всё, как было. Однако, утверждают жители, что-то пошло не так, и 9 мая на первом этаже дома случился пожар. Домовая сеть до сих пор не отремонтирована должным образом, а на балконах света нет вообще.
— То, что сеть сделали однофазной, заметишь не сразу: ну перегорело где-то что-то… — говорит Александр Воронков. — А сделано это было вот для чего: нам ДУК выставляет за весь дом за электричество около 70 с лишним тысяч рублей. А в ресурсоснабжающую компанию платит по счётчику: 500–600 рублей. Таким образом они получают прибыль.
Именно тогда, 9 мая, когда в доме запахло палёной проводкой, выяснилось, что аварийно-диспетчерской службы на Нижне-Печёрской, 12 нет. Надо ли говорить, как это опасно и чем может обернуться в дальнейшем?
В поисках аварийно-диспетчерской службы
Когда звонишь в «Домремстрй-НН» и спрашиваешь, по какому телефону следует позвонить, чтобы связаться с аварийно-диспетчерской службой, тебе диктуют сотовый номер сантехника Романа. Вот телефонный разговор, подтверждающий эти слова. Из него следует, что аварийной службой Роман, если говорить мягко, себя не считает.
Однако, согласно постановлению правительства РФ № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», у ДУКа аварийная служба быть должна.
— ДУК обязан либо иметь собственную аварийно-диспетчерскую службу, либо заключить договор с кем-то, кто может обслуживать жильцов, — сообщили нам в госжилинспекции. — Соответственно отсутствие аварийно-диспетчерской службы либо договора на оказание таких услуг является для ДУКа грубым нарушением лицензионных требований. Если этот факт подтверждается нами, у ДУКа может быть изъят дом из управления. И как следствие ДУК может лишиться лицензии на управление.
Александр Воронков утверждает, что написал обращение в ГЖИ по этому вопросу ещё несколько месяцев назад.
— Мы писали три жалобы, но в ГЖИ по истечении 30 суток нам отвечают, что продляют сроки «для всестороннего изучения вопроса».
Это далеко не все беды дома № 12 по улице Нижне-Печёрской. Здесь и нашествие муравьёв, и несоблюдение правил пожарной безопасности, и многое другое, что просто невозможно уместить в одну статью. Всё оно так или иначе сводится к бездействию ДУКа.
NN.RU попытался связаться с директором «Домремстрой-НН» Андреем Андриановым — но получилось примерно то же, что и у жильцов. Целую неделю «его не было на месте». Сначала руководитель ДУКа должен был связаться с нами по телефону, потом затребовал вопросы в письменном виде. В последнем телефонном разговоре нам сообщили, что наши вопросы «вероятно, директора не заинтересовали», а потом заверили, что дадут ответ в течение месяца.
Редакция NN.RU обратилась в соответствующие инстанции с просьбой провести проверки и отреагировать на заявления жильцов. Мы продолжим следить за ситуацией.
Текст: Яна Лямина
Фото: Наталья Бурухина
Если у вас есть своя история взаимоотношений с ДУКом, расскажите её нам. Звоните по телефону +7 (831) 261–37–60.