На прошлой неделе сотрудников «Почты России» в Дзержинске, разносивших горожанам пенсии и социальные пособия, стали массово увольнять. Почтальоны отказались подписывать трудовые договоры, которые обязывают их при доставке денег продавать продукты пожилым людям. Вчера бывшие работники перешли к решительным действиям и пошли в приемную председателя Заксобрания Евгения Люлина. Корреспондент Мира Майнд встретилась с инициативной группой почтальонов, чтобы разобраться в этой ситуации.
«Уволили незаконно»
До Дзержинска наша съемочная группа ехала больше полутора часов. Наконец машина завернула в неприметный двор в спальном районе, где нас уже ждала группа бывших сотрудников Центра доставки пенсий и пособий «Почты России». Около 20 женщин оживленно говорят, обсуждают предстоящий визит в приемную председателя нижегородского Заксобрания Евгения Люлина. Кто-то, увидев нашу съемочную группу, недовольно говорит: «Вы же опять все порежете, как вам надо!» Заверяем почтальонов, что собираемся сделать объективный и правдивый репортаж.
Светлана — глава инициативной группы — встает впереди, когда мы снимаем интервью. Остальные женщины выстраиваются сзади. Выглядит это всё внушительно, в голову сразу приходят ассоциации с забастовками рабочих начала ХХ века.
— Уволили нас незаконно! Трудовая инспекция выставила предупреждение, но, невзирая на это, они все-таки нас уволили с работы. Именно за то, что мы отказались носить продукты. Там полнейший бардак.
Единственное требование сотрудниц — вернуть их на рабочие места на прежних условиях (без обязанности доставлять продукты пенсионерам).
Евгения Люлина в приемной не оказалось. Две сотрудницы спрашивают работников почты, почему они их не предупредили и пришли сюда «такой толпой». После сбора подписей большая часть женщин выходят на улицу, оживленно общаются, рассказывают нам подробности конфликта. Светлана остается в приемной — передает документы и составляет коллективное обращение.
«Обязали продавать еды на 4544 рубля ежедневно»
По словам одной из женщин, работодатель принуждал почтальонов продавать пожилым дзержинцам продукты без выдачи чеков, а еще в отделениях никто не следил за сроком годности и условиями хранения продуктов. Сотрудницам приходилось подниматься в квартиры с сумками весом 10–20 кг, а еще их обязали продавать еды на 4544 рубля ежедневно. По пятницам размер обязательной выручки повышался вдвое, а в месяц каждого доставщика пенсии заставляли приносить предприятию по 80 тысяч рублей.
— В 2019 году женщина занималась доставкой пенсии и продуктов поздно вечером и споткнулась в подъезде, неся тяжелые сумки с консервами. После этого Роструд запретил нам заниматься доставкой продуктов. Но через два года они опять захотели возобновить эту практику, поэтому произошел и конфликт, и увольнения.
Эту информацию журналистам NN.RU позже подтвердили в пресс-службе Государственной инспекции труда Нижегородской области.
— Был такой несчастный случай с тяжелым исходом. Мы его расследовали, вынесли административное наказание и в предписании указали отменить торговлю продуктами на дому, так как было установлено, что она явилась причиной несчастного случая. Женщина упала потому, что ее руки были заняты товаром, и не смогла обезопасить себя от тяжелых травм. Сотрудница получила открытый перелом носа.
Уже после нашего возвращения в Нижний Новгород визит почтальонов в приемную комментирует для нас сам Евгений Люлин. Ситуацию с увольнением чиновник собирается взять на личный контроль.
— Сегодня в мою приемную пришли расстроенные люди. Они рассказали о том, что до недавнего времени работали почтальонами, но были уволены за отказ продавать продукты, — рассказал председатель Заксобрания. — Обязательно разберусь во всех подробностях этого дела. Когда речь идет об увольнении человека с работы, которую он любит и которой он отдал много лет, принимать скоропалительное решение ни в коем случае нельзя. Более того, к людям нужно относиться максимально уважительно, ведь они это заслужили по определению.
«Покупали продукты, чтобы помочь почтальонам сделать выручку»
Отправляемся в соседний двор в поиске пенсионеров. Пожилые женщины сидят на лавочках и греются на непривычно жарком после долгой зимы апрельском солнце.
Марине Тарасовой 76 лет, она давно живет около Центра доставки пенсии. Женщина охотно рассказывает нам, почему она против разноски продуктов по домам «девочками», как она называет сотрудниц почты. И почему иногда они всё же что-то у них покупали, несмотря на высокие цены.
— Конечно, мы у них брали, потому что просто-напросто жалко. Идут вот с такими сумками, с тяжестью! Просто нам надо было их выручить.
Вторая пенсионерка сама раньше работала на почте. Лидия Чеснокова долго перечисляет нам условия хранения «товаров народного потребления», которые продаются на почте, и жалуется на их невыполнение. Она отмечает, что цены на то, что приходится приносить им домой почтальонам, сильно завышены.
— Вот у нас «Пятерочка» рядом, там я покупаю продукты намного дешевле, чем предлагают нам почтальоны.
В пресс-службе «Почты России» нам рассказали, что доставка товаров на дом — важная часть социальной миссии «Почты России», а эта обязанность присутствует в должностной инструкции почтальонов с 2011 года. Идти навстречу уволенным руководство почты отказалось.
Из-за этого, по словам активистов, ими был организован сбор подписей пенсионеров, которым женщины носили деньги долгие годы. Более 800 пожилых дзержинцев подписались под просьбой отменить доставку продуктов силами разносчиков пенсии. Коллективное письмо, адресованное Глебу Никитину, было доставлено в правительство региона. Однако в пресс-службе нам сообщили, что такого письма из Дзержинска к ним не поступало.
По словам ведущего специалиста по внешним коммуникациям Управления федеральной почтовой связи Нижегородской области Елены Шевчук, предписание Госинспекции труда по поводу несчастного случая, о котором шла речь выше, уже оспаривается в Нижегородском районном суде. Как давно запущен процесс — женщина не знает. Зато Шевчук сообщает нам, что «планка» по выручке, о которой нам рассказали почтальоны, сильно завышена.
— Им нужно было продавать на 30 тысяч рублей в месяц, и эта обязанность у почтальонов была с 2011 года. Что изменилось сейчас: мы перенесли в трудовой договор то, что уже было в должностной инструкции: обязанности по продаже товаров народного потребления, в том числе продуктов. Повторюсь, в соответствии с должностными инструкциями этот тип рабочей задачи есть у почтальонов уже девять лет.
По словам Шевчук, торговля продуктами не прекращалась после инцидента в 2019 году. Это противоречит данным, которые мы получили от почтальонов. Также сотрудница сообщает нам, что никто из уволенных работников не обращался к руководству отделения с просьбой вернуть их на рабочие места. Ни на старых условиях, ни на новых.
— Другие люди уже устраиваются работать на освободившиеся места. Есть и те, кто подписал обновленные договора. Работа по этой ситуации ведется.
После визита в Дзержинск мы едем на главпочтамт. Почти наудачу — обычно в таких ситуациях нас отправляют прямиком в пресс-службу. Решаем всё же попытаться добиться комментария здесь. Надежды не оправдываются — работники «Почты России» разбегаются от съемочной группы во все стороны, отправляют нас сначала на второй этаж, затем — в кабинет к руководству. Там нам очень не рады: сотрудница отказывается от комментариев и выпроваживает нас за дверь, грозя вызовом охраны.
Дверь кабинета захлопывается прямо перед объективом камеры.